- 1-2. - В этих стихах содержится приветствие церкви Ф. от лица опять всех трех благовестников, хотя само послание содержит скорее мысли Ап. Павла, чем его сотрудников (смотри (2Сол 2:5). Комбинация одних и тех же имен важна для датировки послания; Силуан и Тимофей не были больше вместе с Ап. Павлом после его второго Апостольского путешествия. Это ясно указывает на время, к которому мы должны отнести написание нашего послания. Приветствие 1 ст. отличается от 1 ст. I г. 1 Ф. лишь добавлением слова «нашем» (ημων) чем сильнее подчеркивается та мысль, что здесь имеется больше в виду отношение Бога как отца к людям, а не ко Христу 2 ст. Textus Receptus читает ημων после απο Θεου πατρος, следуя Синайскому и Александрийскому кодексам. "Оба существительных "от Бога Отца" и "И. Христа" находятся в зависимости от одного и того же предлога απο, и поэтому всякое различие между ними, как "источным" и "посредствующим" началом благодати и мира, здесь совершенно неуместно"... (Milligan, op. cit. стр. 85).
- 3-12. - Здесь содержатся благодарение и молитва Ап. за Ф. церковь. Ап. благодарит Бога за прогресс в вере и любви, сделанный Ф., и говорит, что он хвалится ими в церквах Божиих. Упоминание о гонениях на Ф. дает случай Ап. сказать несколько слов о спасительном значении страданий и о наказании «оскорбляющих». Весь отдел заканчивается молитвою Ап. за Ф. христиан.
- 3. Ευχαριατεϊν οφειΛομεν – «благодарити должны есмы» (2Сол 2:13). ΟφειΛω указывает на "специальное, личное обязательство" (Westcott, The Epistles of. st. John, стр. 50. 1902), на долг со стороны. Ап. благодарит Бога за духовный рост своих последователей. Καθως αξιον εστιν – яко же достойно есть. Здесь нет никакой тавтологии. "Мы можем сказать, пишет Лайтфут, что οφειΛομεν указывает на божественную, а καθως αξιον εστιν не человеческую сторону обязательства. Мы можем это место перефразировать так: это не только долг по отношению к Богу, который нам предписывает наша совесть, но оно (благодарение) заслужено также и вашим поведением" (Lightfoot, Notes, стр. 97). Далее, здесь упомянуты лишь две христ. добродетели – вера и любовь. В первом послании (1Сол 3:10) Ап. выражал опасение касательно того, «что недоставало вере» Ф; здесь же он благодарит Бога за то, что вера их «возрастает». Слова «любовь каждого друг к другу между всеми вами» показывают, как хорошо Ап. знал лично всех членов Ф. общины (1Сол 2:11), и как подробно сообщено было Ап. относительно состояния церкви в Ф–ке.
- 4. Ап. так доволен прогрессом веры и любви у Ф., что хвалится ими «в церквах Божиих» – церквах, нужно думать, всей Ахаии. Ап. писал послание из Коринфа, но нужно полагать, что Слово Господне распространилось в это время и по другим местам около Коринфа. Смотри (2-е Кор 1:1). Неожиданно здесь комбинация слов «верою во всех гонениях и скорбях», где вера имеет пассивное значение, весьма редкое в Н. З. вообще. «Гонения и скорби» – под первым разумеются внешние утеснения со стороны врагов Евангелия, а под вторыми – вообще страдания всякого рода. Яже приемлете (наст. вр.) указывает, б. может, на новый взрыв гонений, которые могли прекратиться лишь на время, когда писалось 1 Ф. (1Сол 1:6) и (1Сол 2:14).
- 5. Здесь мысль Ап. та, что перенесение Ф. всех их гонений и скорбей с терпением и верою, служит ενδειγμα της δικαιας κρισεως του θεου – доказательством того, что придет время, когда все злострадания Ф. получат воздаяние, а их гонители будут наказаны. Бог дал им силы понести гонения и скорби, Он же даст им и награду за все претерпенное. Слово ενδειγμα встречается в Н. З. только здесь; по аналогии с именами оканчивающимися на "μα", и образованными от прош. стр. залога, оно должно иметь пассивный смысл – "нечто доказанное". Выражение δικαιας κρισεως – тоже встречается у Ап. П. только лишь здесь (ср. (Рим 2:6). Оно включает в себя, и именно главным образом, закон воздаяния, по которому страждущие в этом мире должны получить отраду после, а гонители здесь должны пострадать там (Lightfoot, op. cit. стр. 100). «Во еже сподобитися» – указывает на общее направление и основную тенденцию праведного суда, именно ту, чтобы "терпеливые и святые страдальцы были сочтены достойными Царства Божия" (Ellicott, op. cit. стр. 97). Царство Божие – это новый порядок жизни, установленный Христом, который должен, однако, получить довершение в будущем. Ап., по–видимому, особенно много говорил Ф. о наступлении Царства Божия; эта идея, должно быть, занимала самое главное место в его проповеди среди Ф. (Деян 17:7).
- 6. Идея воздаяния в грядущем веке вновь возвращает Ап. к мысли о парусии и ее последствиях, которые он и описывает со всем богатством апокалиптических данных, взятых из В. З. «Аще убо» – ειπερ – «предполагая что"... &ndash» интенсивная форма выражения, встречающаяся в Н. З. только в посланиях Ап. П., которая, не заключая в себе сомнения касательно истины предполагаемого условия, все же делает на нем как на условии, некоторое ударение. Этим условием здесь является проявление неумытного правосудия Божия, рассматриваемого как "pis talionis" (Milligan, op. cit. стр. 89).
- 7. Отрада – ανεσις – буквально ослабление, и всегда употребляется у Ап. Павла по контрасту с θλυψις. – «С нами», т. е. с Ап. П. и его спутниками. Выражение «во откровении» – εν τη αποκαλυψει – здесь взято вместо выражения «парусия» (ср. (1-е Кор 1:7); (1Петра 1:7,13); (1Петра 4:13). В пастырских посланиях Ап. П. употребляется выражение επιφανεια). Что касается смысла этих двух терминов, то кратко он может быть выражен так: парусия делает ударение на "присутствии" Господа с его последователями, которое должно окончательно стать совершенным при Его пришествии; "апокалипсис" же указывает на то, что "явление" Христа будет вместе с тем и "откровением" Божественного плана и целей мироздания, к воплощению которых медленно движется вся мировая система. «С ангелами силы Его» – с ангелами, служителями силы Его. Здесь мы должны обратить внимание на то бесстрастие, с которым Ап. Павел прилагает к явлению нашего Господа все те феномены, которые в В. Завете представляются символами присутствия Божия, как то: ангелы–служители (Псал 67:17) и пламя огня (Исх 3:2); (Исх 19:18) и др.). В некоторых случаях Ап., говоря о Христе, прилагает к Нему как раз те самые выражения, которые употребляются Еврейскими пророками в приложении к Богу (Lightfoot, op. cit. 102.). Это обстоятельство имеет громадное апологическое значение и показывает, как рано явилась идея божества Христа, и Его равенство с Богом.
- 8. Отмщение – εκδικησις – полное и совершенное воздаяние. Здесь опять приписывается Христу роль, которая в В. З. отдается Самому Богу, совершающему суд. Слова: «не познавшим Бога и не покоряющимся» – указывают на два класса людей, именно на тех, которые, не будучи в состоянии слышать слово Евангелия, все же отвергают свет естественной религии, который в некотором смысле открывает им Бога; указывает и на тех, которые, будут ли они язычники, или же Евреи, услышав слова Евангелия, все же отказываются принять Его" (Lightfoot, op. cit. стр. 103.).
- 9. «Вечная погибель»... Раз мы будем иметь в виду учение Ап. П. о грядущем веке, который должен всецело занять место «сего века», то погибель, конечно, будет вечная. Слово «от лица» здесь носит локальный смысл, и указывает на вечное удаление от лица Божия.
- 10. «Прославиться во святых», не чрез них, и не среди них, а именно в (εν) них, ибо они служат как бы зеркалом, в котором отражаются Его бесконечные совершенства. То же можно сказать и о словах "во (εν) всех веровавших" (Textus Receptus читает πιστευουσιν вместо W–Η. πιστεοσασιν). Конец стиха может быть передан так: Он явится дивным во всех веровавших, а следовательно и в вас, так как вы поверили нашему свидетельству.
- 11-12. - Глава заканчивается ссылкою Ап. П. на то, что он всегда молится о Ф. чтобы Бог счел их достойными призвания в царство Его Славы. «Звание» – здесь мысль направляется глав. образом к будущему, хотя слово κλησις указывает прежде всего и главным образом на начальный акт спасения. Благоволение благости – наслаждение в делании добра; хорошо уже то, если человек делает добро; но он становится на высшую степень совершенства, если он находит наслаждение в делании добра. «Дело веры» – наша вера не должна быть мертвым началом; она должна плодотворить (Иак 2:26).
- 12. Выражение «имя Господа» употребляется в В. Завете в отношении к Богу, и обозначает собою величие, мощь, достоинство (ср. (Лев 24:11); (Втор 28:58). Ап. Павел переносит это выражение, обозначающее славу Иеговы, на Личность И. Христа. По благодати – Ап. П. стремится этими словами подчеркнуть источник, откуда истекает всякое славословие, а равно устранить всякую мысль о человеческой заслуге. Везде и всюду действует благодать Божия.
Ничего нет для сопоставления.