- 1. Узнав о том, нечестивец пришел в такое неистовство,
что не только озлобился против Иудеев, живших в Александрии,
но обнаружил жестокую вражду и против обитавших в целой стране,
приказав немедленно собрать всех вместе
и предать позорнейшей смерти. - 2. Когда готовилось это дело,
распространен был людьми, одномысленными злодейству,
злой слух против народа Иудейского
по поводу к такому распоряжению,
будто они уклоняются от исполнения законных обязанностей. - 3. Между тем Иудеи хранили доброе расположение
и неизменную верность к царям;
но они почитали Бога, жили по Его закону
и потому в некоторых случаях допускали отступления и отмены:
по этой причине они и казались некоторым враждебными;
у всех же других людей добрым исполнением всего справедливого
они приобретали благоволение. - 4. Несмотря на то, известный добрый образ жизни этого народа
иноплеменники считали ни во что.
Они замечали только различие в богопочтении и пище
и говорили, что эти люди не допускают общения трапезы
ни с царем, ни с вельможами,
что они завистники и великие противники государства,
и таким образом разглашали о них намеренные хулы. - 5. Жившие в городе Еллины,
не испытавшие от них никакой обиды,
видя неожиданное волнение против этих людей
и внезапное их стечение, хотя не могли помочь им, —
ибо царское было распоряжение, — однако утешали их,
негодовали, и надеялись, что дело переменится: - 6. ибо нельзя было пренебрегать таким множеством народа,
ни в чем неповинного. - 7. Впрочем некоторые соседи
и друзья и производившие с ними торговлю,
тайно принимая некоторых из них,
обещали помогать им и делать все возможное к их защите. - 8. А он, надмеваясь временным благополучием
и не помышляя о власти величайшего Бога,
думал неизменно остаться в том же умысле
и написал против них такое письмо: - 9. «Царь Птоломей Филопатор обитателям Египта
и местным военачальникам и воинам — радоваться и здравствовать.
Я же сам здоров и дела наши благоуспешны. - 10. После похода, предпринятого нами в Азию,
который, как вы сами знаете,
неожиданною помощью богов и нашею силою
согласно нашему намерению достиг счастливого окончания,
мы думали благоустроить народы, обитающие в Келе-Сирии и Финикии,
не силою оружия, но снисхождением и великим человеколюбием,
охотно благодетельствуя им. - 11. Давая по городам богатые вклады в храмы,
мы пришли и в Иерусалим,
положив почтить святилище этих негодных людей,
никогда не оставляющих своего безумия. - 12. Они же, приняв наше прибытие —
на словах охотно, а на деле коварно,
когда мы желали войти в храм
и почтить его подобающими и наилучшими дарами,
напыщенные своею древнею гордостью, возбранили нам вход,
не потерпев от нас насилия по человеколюбию,
какое мы имеем ко всем людям. - 13. Явно обнаружив свою враждебность против нас,
они одни только из всех народов
упорно противятся царям и своим благодетелям
и не хотят исполнять ничего справедливого. - 14. Мы же, снисходя их безумию,
и тогда, как возвращались с победою,
и в самом Египте, принимая человеколюбиво все народы,
поступали, как надлежало. - 15. Между прочим, объявляя всем
о нашем непамятозлобии к их одноплеменникам,
мы решились ввести перемены:
так как они служили нам на войне
и занимались весьма многими делами,
издавна по простоте предоставленными им,
то мы хотели даже удостоить их прав Александрийского гражданства
и сделать участниками исконного жречества. - 16. Они же, приняв это в противность себе
и, по сродному им злонравию,
отвергая доброе и склоняясь всегда к худому,
не только презрели неоценимое право гражданства,
но и гласно и негласно гнушаются тех немногих из них,
которые искренно расположены к нам, постоянно надеясь,
что мы вследствие беспорядочного образа жизни их
скоро отменим наши установления. - 17. Посему мы, достаточно убедившись опытами, что они
при всяком случае питают неприязненные против нас замыслы,
и предвидя, что когда-нибудь,
при возникшем неожиданно против нас возмущении,
мы будем иметь за собою в лице этих нечестивцев —
предателей и жестоких врагов, - 18. повелеваем, как скоро будет получено это письмо,
тотчас упомянутых нами людей с их женами и детьми,
с насилиями и истязаниями заключив в железные оковы,
отовсюду выслать к нам на смертную казнь,
беспощадную и позорную, достойную таких злоумышленников. - 19. Если они в один раз будут наказаны, то мы надеемся,
что на будущее время наши государственные дела
придут в совершенное благоустройство и наилучший порядок. - 20. Если же кто укроет кого из Иудеев,
от старика до ребенка, не исключая грудных младенцев,
должен быть истреблен со всем его домом жесточайшим образом. - 21. А кто откроет кого-либо, тот получит имение виновного
и еще две тысячи драхм из царской казны,
получит свободу и будет почтен. - 22. Всякое место, где будет пойман укрывающийся Иудей,
должно быть опустошено и выжжено,
так чтобы никому из смертных ни на что не было годно
на вечные времена».
Таков был смысл письма.
Ничего нет для сопоставления.