• 1. Узнав о том, нечестивец пришел в такое неистовство,
    что не только озлобился против Иудеев, живших в Александрии,
    но обнаружил жестокую вражду и против обитавших в целой стране,
    приказав немедленно собрать всех вместе
    и предать позорнейшей смерти.
  • 2. Когда готовилось это дело,
    распространен был людьми, одномысленными злодейству,
    злой слух против народа Иудейского
    по поводу к такому распоряжению,
    будто они уклоняются от исполнения законных обязанностей.
  • 3. Между тем Иудеи хранили доброе расположение
    и неизменную верность к царям;
    но они почитали Бога, жили по Его закону
    и потому в некоторых случаях допускали отступления и отмены:
    по этой причине они и казались некоторым враждебными;
    у всех же других людей добрым исполнением всего справедливого
    они приобретали благоволение.
  • 4. Несмотря на то, известный добрый образ жизни этого народа
    иноплеменники считали ни во что.
    Они замечали только различие в богопочтении и пище
    и говорили, что эти люди не допускают общения трапезы
    ни с царем, ни с вельможами,
    что они завистники и великие противники государства,
    и таким образом разглашали о них намеренные хулы.
  • 5. Жившие в городе Еллины,
    не испытавшие от них никакой обиды,
    видя неожиданное волнение против этих людей
    и внезапное их стечение, хотя не могли помочь им, —
    ибо царское было распоряжение, — однако утешали их,
    негодовали, и надеялись, что дело переменится:
  • 6. ибо нельзя было пренебрегать таким множеством народа,
    ни в чем неповинного.
  • 7. Впрочем некоторые соседи
    и друзья и производившие с ними торговлю,
    тайно принимая некоторых из них,
    обещали помогать им и делать все возможное к их защите.
  • 8. А он, надмеваясь временным благополучием
    и не помышляя о власти величайшего Бога,
    думал неизменно остаться в том же умысле
    и написал против них такое письмо:
  • 9. «Царь Птоломей Филопатор обитателям Египта
    и местным военачальникам и воинам — радоваться и здравствовать.
    Я же сам здоров и дела наши благоуспешны.
  • 10. После похода, предпринятого нами в Азию,
    который, как вы сами знаете,
    неожиданною помощью богов и нашею силою
    согласно нашему намерению достиг счастливого окончания,
    мы думали благоустроить народы, обитающие в Келе-Сирии и Финикии,
    не силою оружия, но снисхождением и великим человеколюбием,
    охотно благодетельствуя им.
  • 11. Давая по городам богатые вклады в храмы,
    мы пришли и в Иерусалим,
    положив почтить святилище этих негодных людей,
    никогда не оставляющих своего безумия.
  • 12. Они же, приняв наше прибытие —
    на словах охотно, а на деле коварно,
    когда мы желали войти в храм
    и почтить его подобающими и наилучшими дарами,
    напыщенные своею древнею гордостью, возбранили нам вход,
    не потерпев от нас насилия по человеколюбию,
    какое мы имеем ко всем людям.
  • 13. Явно обнаружив свою враждебность против нас,
    они одни только из всех народов
    упорно противятся царям и своим благодетелям
    и не хотят исполнять ничего справедливого.
  • 14. Мы же, снисходя их безумию,
    и тогда, как возвращались с победою,
    и в самом Египте, принимая человеколюбиво все народы,
    поступали, как надлежало.
  • 15. Между прочим, объявляя всем
    о нашем непамятозлобии к их одноплеменникам,
    мы решились ввести перемены:
    так как они служили нам на войне
    и занимались весьма многими делами,
    издавна по простоте предоставленными им,
    то мы хотели даже удостоить их прав Александрийского гражданства
    и сделать участниками исконного жречества.
  • 16. Они же, приняв это в противность себе
    и, по сродному им злонравию,
    отвергая доброе и склоняясь всегда к худому,
    не только презрели неоценимое право гражданства,
    но и гласно и негласно гнушаются тех немногих из них,
    которые искренно расположены к нам, постоянно надеясь,
    что мы вследствие беспорядочного образа жизни их
    скоро отменим наши установления.
  • 17. Посему мы, достаточно убедившись опытами, что они
    при всяком случае питают неприязненные против нас замыслы,
    и предвидя, что когда-нибудь,
    при возникшем неожиданно против нас возмущении,
    мы будем иметь за собою в лице этих нечестивцев —
    предателей и жестоких врагов,
  • 18. повелеваем, как скоро будет получено это письмо,
    тотчас упомянутых нами людей с их женами и детьми,
    с насилиями и истязаниями заключив в железные оковы,
    отовсюду выслать к нам на смертную казнь,
    беспощадную и позорную, достойную таких злоумышленников.
  • 19. Если они в один раз будут наказаны, то мы надеемся,
    что на будущее время наши государственные дела
    придут в совершенное благоустройство и наилучший порядок.
  • 20. Если же кто укроет кого из Иудеев,
    от старика до ребенка, не исключая грудных младенцев,
    должен быть истреблен со всем его домом жесточайшим образом.
  • 21. А кто откроет кого-либо, тот получит имение виновного
    и еще две тысячи драхм из царской казны,
    получит свободу и будет почтен.
  • 22. Всякое место, где будет пойман укрывающийся Иудей,
    должно быть опустошено и выжжено,
    так чтобы никому из смертных ни на что не было годно
    на вечные времена».
    Таков был смысл письма.