- 1. Она быстро распростирается от одного конца до другого
и все устрояет на пользу. - 2. Я полюбил ее и взыскал от юности моей,
и пожелал взять ее в невесту себе, и стал любителем красоты ее. - 3. Она возвышает свое благородство тем, что имеет сожитие с Богом,
и Владыка всех возлюбил ее: - 4. она таинница ума Божия и избирательница дел Его.
- 5. Если богатство есть вожделенное приобретение в жизни,
то что богаче премудрости, которая все делает? - 6. Если же благоразумие делает многое, то какой художник лучше ее?
- 7. Если кто любит праведность, — плоды ее суть добродетели:
она научает целомудрию и рассудительности,
справедливости и мужеству,
полезнее которых ничего нет для людей в жизни. - 8. Если кто желает большой опытности,
мудрость знает давнопрошедшее и угадывает будущее,
знает тонкости слов и разрешение загадок,
предузнает знамения и чудеса и последствия лет и времен. - 9. Посему я рассудил принять ее в сожитие с собою,
зная, что она будет мне советницею на доброе
и утешеньем в заботах и печали. - 10. Через нее я буду иметь славу в народе
и честь перед старейшими, будучи юношею; - 11. окажусь проницательным в суде,
и в глазах сильных заслужу удивление. - 12. Когда я буду молчать, они будут ожидать,
и когда начну говорить, будут внимать,
и когда продлю беседу, положат руку на уста свои. - 13. Чрез нее я достигну бессмертия
и оставлю вечную память будущим после меня. - 14. Я буду управлять народами, и племена покорятся мне;
- 15. убоятся меня, когда услышат обо мне страшные тираны;
в народе явлюсь добрым и на войне мужественным. - 16. Войдя в дом свой, я успокоюсь ею,
ибо в обращении ее нет суровости, ни в сожитии с нею скорби,
но веселие и радость. - 17. Размышляя о сем сам в себе и обдумывая в сердце своем,
что в родстве с премудростью — бессмертие, - 18. и в дружестве с нею — благое наслаждение,
и в трудах рук ее — богатство неоскудевающее,
и в собеседовании с нею — разум,
и в общении слов ее — добрая слава, —
я ходил и искал как бы мне взять ее себе. - 19. Я был отрок даровитый и душу получил добрую;
- 20. притом, будучи добрым, я вошел и в тело чистое.
- 21. Познав же, что иначе не могу овладеть ею, как если дарует Бог, —
и что уже было делом разума, чтобы познать, чей этот дар, —
я обратился к Господу и молился Ему,
и говорил от всего сердца моего:
Ничего нет для сопоставления.