- 1. Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его,
- 2. и от Вышнего — врачевание, и от царя получает он дар.
- 3. Знание врача возвысит его голову,
и между вельможами он будет в почете. - 4. Господь создал из земли врачевства,
и благоразумный человек не будет пренебрегать ими. - 5. Не от дерева ли вода сделалась сладкою,
чтобы познана была сила Его? - 6. Для того Он и дал людям знание,
чтобы прославляли Его в чудных делах Его: - 7. ими он врачует человека и уничтожает болезнь его.
- 8. Приготовляющий лекарства делает из них смесь,
и занятия его не оканчиваются,
и чрез него бывает благо на лице земли. - 9. Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен,
но молись Господу, и Он исцелит тебя. - 10. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои,
и от всякого греха очисти сердце. - 11. Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву
и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий; - 12. и дай место врачу, ибо и его создал Господь,
и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. - 13. В иное время и в их руках бывает успех;
- 14. ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им
подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни. - 15. Но кто согрешает пред Сотворившим его, да впадет в руки врача!
- 16. Сын мой! над умершим пролей слезы и,
как бы подвергшийся жестокому несчастию, начни плач;
прилично облеки тело его и не пренебреги погребением его; - 17. горький да будет плач и рыдание теплое,
и продолжи сетование о нем, по достоинству его, день или два,
для избежания осуждения, и тогда утешься от печали; - 18. ибо от печали бывает смерть, и печаль сердечная истощит силу.
- 19. С несчастьем пребывает и печаль,
и жизнь нищего тяжела для сердца. - 20. Не предавай сердца твоего печали;
отдаляй ее от себя, вспоминая о конце. - 21. Не забывай о сем, ибо нет возвращения;
и ему ты не принесешь пользы, а себе повредишь. - 22. «Вспоминай о приговоре надо мною,
потому что он также и над тобою:
мне вчера, а тебе сегодня». - 23. С упокоением умершего успокой и память о нем,
и утешься о нем по исходе души его. - 24. Мудрость книжная приобретается в благоприятное время досуга,
и кто мало имеет своих занятий, может приобрести мудрость. - 25. Как может сделаться мудрым тот,
кто правит плугом и хвалится бичом,
гоняет волов и занят работами их,
и которого разговор только о молодых волах? - 26. Сердце его занято тем, чтобы проводить борозды,
и забота его — о корме для телиц. - 27. Так и всякий плотник и зодчий, который проводит ночь, как день:
кто занимается резьбою,
того прилежание в том, чтобы оразнообразить форму; - 28. сердце свое он устремляет на то, чтобы изображение было похоже,
и забота его — о том, чтоб окончить дело в совершенстве. - 29. Так и ковач,
который сидит у наковальни и думает об изделии из железа:
дым от огня изнуряет его тело, и с жаром от печи борется он; - 30. звук молота оглушает его слух,
и глаза его устремлены на модель сосуда; - 31. сердце его устремлено на окончание дела,
и попечение его — о том, чтобы отделать его в совершенстве. - 32. Так и горшечник,
который сидит над своим делом и ногами своими вертит колесо, - 33. который постоянно в заботе о деле своем,
и у которого исчислена вся работа его: - 34. рукою своею он дает форму глине,
а ногами умягчает ее жесткость; - 35. он устремляет сердце к тому, чтобы хорошо окончить сосуд,
и забота его — о том, чтоб очистить печь. - 36. Все они надеются на свои руки, и каждый умудряется в своем деле;
- 37. без них ни город не построится,
ни жители не населятся и не будут жить в нем; - 38. и однакож они в собрание не приглашаются,
на судейском седалище не сидят
и не рассуждают о судебных постановлениях,
не произносят оправдания и осуждения
и не занимаются притчами; - 39. но поддерживают быт житейский,
и молитва их — об успехе художества их.
Ничего нет для сопоставления.