- 1. Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря.
- 2. И собралось к Нему множество народа,
так что Он вошел в лодку и сел;
а весь народ стоял на берегу. - 3. И поучал их много притчами,
говоря: вот, вышел сеятель сеять; - 4. и когда он сеял,
иное упало при дороге,
и налетели птицы и поклевали то; - 5. иное упало на места каменистые,
где немного было земли,
и скоро взошло,
потому что земля была неглубока. - 6. Когда же взошло солнце, увяло,
и, как не имело корня, засохло; - 7. иное упало в терние,
и выросло терние и заглушило его; - 8. иное упало на добрую землю и принесло плод:
одно во сто крат,
а другое в шестьдесят,
иное же в тридцать. - 9. Кто имеет уши слышать, да слышит!
- 10. И, приступив, ученики сказали Ему:
для чего притчами говоришь им? - 11. Он сказал им в ответ: для того, что
вам дано знать тайны Царствия Небесного,
а им не дано, - 12. ибо кто имеет, тому дано будет
и приумножится,
а кто не имеет,
у того отнимется и то, что имеет; - 13. потому говорю им притчами,
что они видя не видят,
и слыша не слышат,
и не разумеют; - 14. и сбывается над ними пророчество Исаии,
которое говорит:
слухом услышите — и не уразумеете,
и глазами смотреть будете — и не увидите, - 15. ибо огрубело сердце людей сих
и ушами с трудом слышат,
и глаза свои сомкнули,
да не увидят глазами и не услышат ушами,
и не уразумеют сердцем,
и да не обратятся, чтобы Я исцелил их. - 16. Ваши же блаженны очи, что видят,
и уши ваши, что слышат, - 17. ибо истинно говорю вам,
что многие пророки и праведники
желали видеть, что вы видите, и не видели,
и слышать, что вы слышите, и не слышали. - 18. Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле:
- 19. ко всякому,
слушающему слово о Царствии и не разумеющему,
приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его —
вот кого означает посеянное при дороге. - 20. А посеянное на каменистых местах
означает того, кто слышит слово
и тотчас с радостью принимает его; - 21. но не имеет в себе корня и непостоянен:
когда настанет скорбь или гонение за слово,
тотчас соблазняется. - 22. А посеянное в тернии
означает того, кто слышит слово,
но забота века сего
и обольщение богатства заглушает слово,
и оно бывает бесплодно. - 23. Посеянное же на доброй земле
означает слышащего слово и разумеющего,
который и бывает плодоносен,
так что иной приносит плод во сто крат,
иной в шестьдесят,
а иной в тридцать. - 24. Другую притчу предложил Он им, говоря:
Царство Небесное подобно человеку,
посеявшему доброе семя на поле своем; - 25. когда же люди спали, пришел враг его
и посеял между пшеницею плевелы и ушел; - 26. когда взошла зелень и показался плод,
тогда явились и плевелы. - 27. Придя же, рабы домовладыки сказали ему:
господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем?
откуда же на нем плевелы? - 28. Он же сказал им: враг человека сделал это.
А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? - 29. Но он сказал: нет, —
чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, - 30. оставьте расти вместе то и другое до жатвы;
и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы
и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их,
а пшеницу уберите в житницу мою. - 31. Иную притчу предложил Он им, говоря:
Царство Небесное подобно зерну горчичному,
которое человек взял и посеял на поле своем, - 32. которое, хотя меньше всех семян,
но, когда вырастет, бывает больше всех злаков
и становится деревом,
так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его. - 33. Иную притчу сказал Он им:
Царство Небесное подобно закваске,
которую женщина, взяв, положила в три меры муки,
доколе не вскисло всё. - 34. Всё сие Иисус говорил народу притчами,
и без притчи не говорил им, - 35. да сбудется реченное через пророка,
который говорит: отверзу в притчах уста Мои;
изреку сокровенное от создания мира. - 36. Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом.
И, приступив к Нему, ученики Его сказали:
изъясни нам притчу о плевелах на поле. - 37. Он же сказал им в ответ:
сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; - 38. поле есть мир;
доброе семя, это сыны Царствия,
а плевелы — сыны лукавого; - 39. враг, посеявший их, есть диавол;
жатва есть кончина века,
а жнецы суть Ангелы. - 40. Посему как собирают плевелы и огнем сжигают,
так будет при кончине века сего: - 41. пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих,
и соберут из Царства Его все соблазны
и делающих беззаконие, - 42. и ввергнут их в печь огненную;
там будет плач и скрежет зубов; - 43. тогда праведники воссияют, как солнце,
в Царстве Отца их.
Кто имеет уши слышать, да слышит! - 44. Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле,
которое, найдя, человек утаил,
и от радости о нем идет и продает всё, что имеет,
и покупает поле то. - 45. Еще подобно Царство Небесное купцу,
ищущему хороших жемчужин, - 46. который, найдя одну драгоценную жемчужину,
пошел и продал всё, что имел,
и купил ее. - 47. Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море
и захватившему рыб всякого рода, - 48. который, когда наполнился, вытащили на берег
и, сев, хорошее собрали в сосуды,
а худое выбросили вон. - 49. Так будет при кончине века:
изыдут Ангелы,
и отделят злых из среды праведных, - 50. и ввергнут их в печь огненную:
там будет плач и скрежет зубов. - 51. И спросил их Иисус: поняли ли вы всё это?
Они говорят Ему: так, Господи! - 52. Он же сказал им: поэтому всякий книжник,
наученный Царству Небесному,
подобен хозяину,
который выносит из сокровищницы своей новое и старое. - 53. И, когда окончил Иисус притчи сии,
пошел оттуда. - 54. И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их,
так что они изумлялись и говорили:
откуда у Него такая премудрость и силы? - 55. не плотников ли Он сын?
не Его ли Мать называется Мария,
и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? - 56. и сестры Его не все ли между нами?
откуда же у Него всё это? - 57. И соблазнялись о Нем.
Иисус же сказал им:
не бывает пророк без чести,
разве только в отечестве своем и в доме своем. - 58. И не совершил там многих чудес по неверию их.
Ничего нет для сопоставления.