- 1. И опять начал учить при море;
и собралось к Нему множество народа,
так что Он вошел в лодку и сидел на море,
а весь народ был на земле, у моря. - 2. И учил их притчами много,
и в учении Своем говорил им: - 3. слушайте: вот, вышел сеятель сеять;
- 4. и, когда сеял,
случилось, что иное упало при дороге,
и налетели птицы и поклевали то. - 5. Иное упало на каменистое место, где немного было земли,
и скоро взошло, потому что земля была неглубока; - 6. когда же взошло солнце, увяло
и, как не имело корня, засохло. - 7. Иное упало в терние,
и терние выросло,
и заглушило семя,
и оно не дало плода. - 8. И иное упало на добрую землю
и дало плод, который взошел и вырос,
и принесло иное тридцать,
иное шестьдесят,
и иное сто. - 9. И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит!
- 10. Когда же остался без народа,
окружающие Его, вместе с двенадцатью,
спросили Его о притче. - 11. И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия,
а тем внешним все бывает в притчах; - 12. так что они своими глазами смотрят, и не видят;
своими ушами слышат, и не разумеют,
да не обратятся, и прощены будут им грехи. - 13. И говорит им: не понимаете этой притчи?
Как же вам уразуметь все притчи? - 14. Сеятель слово сеет.
- 15. Посеянное при дороге означает тех,
в которых сеется слово,
но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана
и похищает слово, посеянное в сердцах их. - 16. Подобным образом и посеянное на каменистом месте означает тех,
которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его, - 17. но не имеют в себе корня и непостоянны;
потом, когда настанет скорбь или гонение за слово,
тотчас соблазняются. - 18. Посеянное в тернии означает слышащих слово,
- 19. но в которых заботы века сего,
обольщение богатством и другие пожелания,
входя в них, заглушают слово,
и оно бывает без плода. - 20. А посеянное на доброй земле означает тех,
которые слушают слово и принимают,
и приносят плод,
один в тридцать,
другой в шестьдесят,
иной во сто крат. - 21. И сказал им: для того ли приносится свеча,
чтобы поставить ее под сосуд или под кровать?
не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике? - 22. Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным,
и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу. - 23. Если кто имеет уши слышать, да слышит!
- 24. И сказал им: замечайте, что слышите:
какою мерою мерите, такою отмерено будет вам
и прибавлено будет вам, слушающим. - 25. Ибо кто имеет, тому дано будет,
а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет. - 26. И сказал: Царствие Божие подобно тому,
как если человек бросит семя в землю, - 27. и спит, и встает ночью и днем;
и как семя всходит и растет, не знает он, - 28. ибо земля сама собою производит сперва зелень,
потом колос,
потом полное зерно в колосе. - 29. Когда же созреет плод,
немедленно посылает серп,
потому что настала жатва. - 30. И сказал: чему уподобим Царствие Божие?
или какою притчею изобразим его? - 31. Оно — как зерно горчичное,
которое, когда сеется в землю,
есть меньше всех семян на земле; - 32. а когда посеяно,
всходит и становится больше всех злаков,
и пускает большие ветви,
так что под тенью его могут укрываться птицы небесные. - 33. И таковыми многими притчами проповедывал им слово,
сколько они могли слышать. - 34. Без притчи же не говорил им,
а ученикам наедине изъяснял все. - 35. Вечером того дня сказал им: переправимся на ту сторону.
- 36. И они, отпустив народ,
взяли Его с собою, как Он был в лодке;
с Ним были и другие лодки. - 37. И поднялась великая буря;
волны били в лодку,
так что она уже наполнялась водою. - 38. А Он спал на корме на возглавии.
Его будят и говорят Ему: Учитель!
неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем? - 39. И, встав, Он запретил ветру
и сказал морю: умолкни, перестань.
И ветер утих,
и сделалась великая тишина. - 40. И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры?
- 41. И убоялись страхом великим
и говорили между собою: кто же Сей,
что и ветер и море повинуются Ему?
Ничего нет для сопоставления.