- 1. В субботу,
первую по втором дне Пасхи,
случилось Ему проходить засеянными полями,
и ученики Его срывали колосья
и ели, растирая руками. - 2. Некоторые же из фарисеев сказали им:
зачем вы делаете то, чего не должно делать в субботы? - 3. Иисус сказал им в ответ:
разве вы не читали, что сделал Давид,
когда взалкал сам и бывшие с ним? - 4. Как он вошел в дом Божий,
взял хлебы предложения,
которых не должно было есть никому, кроме одних священников,
и ел, и дал бывшим с ним? - 5. И сказал им: Сын Человеческий есть господин и субботы.
- 6. Случилось же и в другую субботу войти Ему в синагогу и учить.
Там был человек, у которого правая рука была сухая. - 7. Книжники же и фарисеи наблюдали за Ним,
не исцелит ли в субботу,
чтобы найти обвинение против Него. - 8. Но Он, зная помышления их,
сказал человеку, имеющему сухую руку:
встань и выступи на средину.
И он встал и выступил. - 9. Тогда сказал им Иисус: спрошу Я вас:
что должно делать в субботу?
добро, или зло?
спасти душу, или погубить?
Они молчали. - 10. И, посмотрев на всех их,
сказал тому человеку: протяни руку твою.
Он так и сделал;
и стала рука его здорова, как другая. - 11. Они же пришли в бешенство
и говорили между собою, что бы им сделать с Иисусом. - 12. В те дни взошел Он на гору помолиться
и пробыл всю ночь в молитве к Богу. - 13. Когда же настал день,
призвал учеников Своих
и избрал из них двенадцать,
которых и наименовал Апостолами: - 14. Симона, которого и назвал Петром,
и Андрея, брата его,
Иакова и Иоанна,
Филиппа и Варфоломея, - 15. Матфея и Фому,
Иакова Алфеева
и Симона, прозываемого Зилотом, - 16. Иуду Иаковлева
и Иуду Искариота, который потом сделался предателем. - 17. И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте,
и множество учеников Его,
и много народа из всей Иудеи и Иерусалима
и приморских мест Тирских и Сидонских, - 18. которые пришли послушать Его
и исцелиться от болезней своих,
также и страждущие от нечистых духов;
и исцелялись. - 19. И весь народ искал прикасаться к Нему,
потому что от Него исходила сила
и исцеляла всех. - 20. И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил:
Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. - 21. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь.
Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. - 22. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди
и когда отлучат вас,
и будут поносить,
и пронесут имя ваше, как бесчестное,
за Сына Человеческого. - 23. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь,
ибо велика вам награда на небесах.
Так поступали с пророками отцы их. - 24. Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение.
- 25. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете.
Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете. - 26. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо!
ибо так поступали с лжепророками отцы их. - 27. Но вам, слушающим, говорю:
любите врагов ваших,
благотворите ненавидящим вас, - 28. благословляйте проклинающих вас
и молитесь за обижающих вас. - 29. Ударившему тебя по щеке подставь и другую,
и отнимающему у тебя верхнюю одежду
не препятствуй взять и рубашку. - 30. Всякому, просящему у тебя, давай,
и от взявшего твое не требуй назад. - 31. И как хотите, чтобы с вами поступали люди,
так и вы поступайте с ними. - 32. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность?
ибо и грешники любящих их любят. - 33. И если делаете добро тем, которые вам делают добро,
какая вам за то благодарность?
ибо и грешники то же делают. - 34. И если взаймы даёте тем,
от которых надеетесь получить обратно,
какая вам за то благодарность?
ибо и грешники дают взаймы грешникам,
чтобы получить обратно столько же. - 35. Но вы любите врагов ваших,
и благотворите,
и взаймы давайте, не ожидая ничего;
и будет вам награда великая,
и будете сынами Всевышнего;
ибо Он благ и к неблагодарным и злым. - 36. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.
- 37. Не судите, и не будете судимы;
не осуждайте, и не будете осуждены;
прощайте, и прощены будете; - 38. давайте, и дастся вам:
мерою доброю, утрясенною,
нагнетенною и переполненною
отсыплют вам в лоно ваше;
ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам. - 39. Сказал также им притчу:
может ли слепой водить слепого?
не оба ли упадут в яму? - 40. Ученик не бывает выше своего учителя;
но, и усовершенствовавшись,
будет всякий, как учитель его. - 41. Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего,
а бревна в твоем глазе не чувствуешь? - 42. Или, как можешь сказать брату твоему:
брат! дай, я выну сучок из глаза твоего,
когда сам не видишь бревна в твоем глазе?
Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза,
и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. - 43. Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод;
и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый, - 44. ибо всякое дерево познаётся по плоду своему,
потому что не собирают смокв с терновника
и не снимают винограда с кустарника. - 45. Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе,
а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое,
ибо от избытка сердца говорят уста его. - 46. Что вы зовете Меня: Господи! Господи! —
и не делаете того, что Я говорю? - 47. Всякий, приходящий ко Мне
и слушающий слова Мои и исполняющий их,
скажу вам, кому подобен. - 48. Он подобен человеку, строящему дом,
который копал, углубился и положил основание на камне;
почему, когда случилось наводнение
и вода напёрла на этот дом,
то не могла поколебать его,
потому что он основан был на камне. - 49. А слушающий и неисполняющий подобен человеку,
построившему дом на земле без основания,
который, когда напёрла на него вода,
тотчас обрушился;
и разрушение дома сего было великое.
Ничего нет для сопоставления.