- 1. После сего Он проходил по городам и селениям,
проповедуя и благовествуя Царствие Божие,
и с Ним двенадцать, - 2. и некоторые женщины,
которых Он исцелил от злых духов и болезней:
Мария, называемая Магдалиною,
из которой вышли семь бесов, - 3. и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова,
и Сусанна,
и многие другие, которые служили Ему имением своим. - 4. Когда же собралось множество народа,
и из всех городов жители сходились к Нему,
Он начал говорить притчею: - 5. вышел сеятель сеять семя свое,
и когда он сеял,
иное упало при дороге и было потоптано,
и птицы небесные поклевали его; - 6. а иное упало на камень
и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; - 7. а иное упало между тернием,
и выросло терние и заглушило его; - 8. а иное упало на добрую землю
и, взойдя, принесло плод сторичный.
Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! - 9. Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?
- 10. Он сказал:
вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах,
так что они видя не видят и слыша не разумеют. - 11. Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие;
- 12. а упавшее при пути, это суть слушающие,
к которым потом приходит диавол
и уносит слово из сердца их,
чтобы они не уверовали и не спаслись; - 13. а упавшее на камень, это те,
которые, когда услышат слово, с радостью принимают,
но которые не имеют корня,
и временем веруют, а во время искушения отпадают; - 14. а упавшее в терние, это те,
которые слушают слово,
но, отходя, заботами, богатством
и наслаждениями житейскими подавляются
и не приносят плода; - 15. а упавшее на добрую землю, это те,
которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце
и приносят плод в терпении.
Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! - 16. Никто, зажегши свечу,
не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать,
а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет. - 17. Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным,
ни сокровенного, что не сделалось бы известным
и не обнаружилось бы. - 18. Итак, наблюдайте, как вы слушаете:
ибо, кто имеет, тому дано будет,
а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь. - 19. И пришли к Нему Матерь и братья Его,
и не могли подойти к Нему по причине народа. - 20. И дали знать Ему:
Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя. - 21. Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои
суть слушающие слово Божие и исполняющие его. - 22. В один день Он вошел с учениками Своими в лодку
и сказал им: переправимся на ту сторону озера.
И отправились. - 23. Во время плавания их Он заснул.
На озере поднялся бурный ветер,
и заливало их волнами,
и они были в опасности. - 24. И, подойдя, разбудили Его
и сказали: Наставник! Наставник! погибаем.
Но Он, встав, запретил ветру и волнению воды;
и перестали, и сделалась тишина. - 25. Тогда Он сказал им: где вера ваша?
Они же в страхе и удивлении говорили друг другу:
кто же это, что и ветрам повелевает и воде,
и повинуются Ему? - 26. И приплыли в страну Гадаринскую,
лежащую против Галилеи. - 27. Когда же вышел Он на берег,
встретил Его один человек из города,
одержимый бесами с давнего времени,
и в одежду не одевавшийся,
и живший не в доме, а в гробах. - 28. Он, увидев Иисуса, вскричал,
пал пред Ним и громким голосом сказал:
что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего?
умоляю Тебя, не мучь меня. - 29. Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека,
потому что он долгое время мучил его,
так что его связывали цепями и узами, сберегая его;
но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни. - 30. Иисус спросил его: как тебе имя?
Он сказал: легион, —
потому что много бесов вошло в него. - 31. И они просили Иисуса,
чтобы не повелел им идти в бездну. - 32. Тут же на горе паслось большое стадо свиней;
и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них.
Он позволил им. - 33. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней,
и бросилось стадо с крутизны в озеро
и потонуло. - 34. Пастухи, видя происшедшее,
побежали и рассказали в городе и в селениях. - 35. И вышли видеть происшедшее;
и, придя к Иисусу,
нашли человека, из которого вышли бесы,
сидящего у ног Иисуса,
одетого и в здравом уме;
и ужаснулись. - 36. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся.
- 37. И просил Его весь народ Гадаринской окрестности
удалиться от них,
потому что они объяты были великим страхом.
Он вошел в лодку и возвратился. - 38. Человек же, из которого вышли бесы,
просил Его, чтобы быть с Ним.
Но Иисус отпустил его, сказав: - 39. возвратись в дом твой
и расскажи, что сотворил тебе Бог.
Он пошел и проповедывал по всему городу,
что сотворил ему Иисус. - 40. Когда же возвратился Иисус,
народ принял Его, потому что все ожидали Его. - 41. И вот, пришел человек, именем Иаир,
который был начальником синагоги;
и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, - 42. потому что у него была одна дочь, лет двенадцати,
и та была при смерти.
Когда же Он шел, народ теснил Его. - 43. И женщина,
страдавшая кровотечением двенадцать лет,
которая, издержав на врачей всё имение,
ни одним не могла быть вылечена, - 44. подойдя сзади, коснулась края одежды Его;
и тотчас течение крови у ней остановилось. - 45. И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне?
Когда же все отрицались,
Петр сказал и бывшие с Ним:
Наставник! народ окружает Тебя и теснит, —
и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне? - 46. Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто,
ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня. - 47. Женщина, видя, что она не утаилась,
с трепетом подошла
и, пав пред Ним,
объявила Ему перед всем народом,
по какой причине прикоснулась к Нему
и как тотчас исцелилась. - 48. Он сказал ей: дерзай, дщерь!
вера твоя спасла тебя;
иди с миром. - 49. Когда Он еще говорил это,
приходит некто из дома начальника синагоги
и говорит ему: дочь твоя умерла;
не утруждай Учителя. - 50. Но Иисус, услышав это,
сказал ему: не бойся, только веруй,
и спасена будет. - 51. Придя же в дом,
не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова,
и отца девицы, и матери. - 52. Все плакали и рыдали о ней.
Но Он сказал: не плачьте;
она не умерла, но спит. - 53. И смеялись над Ним,
зная, что она умерла. - 54. Он же, выслав всех вон
и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. - 55. И возвратился дух ее;
она тотчас встала,
и Он велел дать ей есть. - 56. И удивились родители ее.
Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.
1-3.«Проходил по городам и селениям»: общее замечание евангелиста о проповеднической в это время деятельности Спасителя. Он путешествовал от города к городу, от селения к селению со своей проповедью, «благовествуя Царствие Божие»; см. прим. к Мф. 3:2. «С Ним двенадцать», которых Он недавно избрал и поставил Апостолами (Лк. 6:12-16). «Женщины»: которым Он оказал благодеяние, исцелил их от разных болезней; из чувства благодарной любви за благодеяние, они следовали за Ним, слушая Его учение, и «служили» Ему в житейских обычных нуждах «имением своим», в чем требовалась такая помощь, ибо Господь и Его малое общество были бедны, а между тем житейские нужды относительно пищи, одежды и т.п. требовали удовлетворения. «Мария Магдалина» и пр.: см. прим. к Мф. 15:39. Мф. 27:56. Мк. 16:9. Благодарная за исцеление, она сделалась преданнейшей и усерднейшей последовательницей Господа и после была первою в лике жен мироносиц и первая сподобилась явления воскресшего Господа (Ин. 21:14 и дал.). «Иоанна, жена Хузы», и пр. Если принять мнение, что этот Хуза был тот царедворец, сына которого исцелил Господь (Ин. 4:46 и дал.), то без сомнения глубокая благодарность матери за исцеление сына ее была побуждением для Иоанны сделаться усердной последовательницей Господа. Она после также была в сонме жен мироносиц (Лк. 24:10). «И Сусанна»: неизвестно кто такая, так как более о ней нигде не упоминается. «Многие другие»: последовательниц Господа был, как видно, целый сонм облагодетельствованных Им; целый сонм был и жен мироносиц (Лк. 24:10. Лк. 23:56). Так твердо и решительно было их последование Христу, что они оставались преданными Ему до конца; даже в то время не теряли твердости духа, когда ученики Господа в страхе разбежались, оставив своего учителя во время Его осуждения и страданий. 4.«Собралось множество народа»: это было на берегу Галилейского моря или Тивериадского озера (Мф. 13:1-2); народу собралось столько, что Господь сел в лодку и отплыл немного от берега, поучая из лодки «притчами». О притче см. прим. к Мф. 13:2. 5-15.Притча о сеятеле и семени изложена у ев. Луки совершенно сходно с Мф. 13:3-9 и Мк. 4:3-9. Причина учения притчами изложена здесь короче, чем в первом Евангелии (Мф. 13:10-17) и более сходна с Марковым Евангелием (Мк. 4:10-12). Объяснение самим Спасителем притчи о сеятеле и семени у всех троих евангелистов одинаково. Во всем этом сказании есть различие в некоторых только выражениях, и то не в многих; общий же смысл притчи и объяснения совершенно одинаков, а равно и частные черты. См. прим. к Мф. 13:3-23. Мк. 4:3-20. 16-18.Приточные изречения о свече, о тайном и явном, об оскудении и приумножении, изложены так же, как у ев. Марка (Мк. 4:21-25). У ев. Матфея в этом месте поставлено только одно изречение об оскудении и приумножении, другие же два изречения изложены в других местах (Мф. 5:15 и Мф. 10:26). Вероятно некоторые изречения Господь повторил не раз (ср. Мф. 13:12 и Мф. 25:29), и евангелисты ставят их в том или другом месте по своему усмотрению. Главное дело не в том, когда сказано, а в том, что и как сказано, и если изречения изложены одинаково, то особой нужды определять – когда именно сказано то или другое изречение – нет, и усилия напрасны, когда точно определить это возможности нет. 19-21.Сказание ев. Луки о приходе к Господу Пречистой Матери Его и братьев короче, чем у первых двух евангелистов (ср. Мф. 12:46-50. Мк. 3:31-35), но совершенно согласно с ними. 22-25.Об укрощении бури ев. Лука повествует согласно с сказанием ев. Марка (Мк. 4:37-41); сказание же ев. Матфея (Мф. 8:23-27), в общем совершенно сходное с ними, разнится в двух частных чертах: по нему Господь упрекает учеников за маловерие прежде укрощения бури, по ним – после; по сказанию Матфея люди, плывшие с учениками, изумлялись чуду, по сказаниям Марка и Луки – сами ученики. Это различие очевидно не имеет никакого значения в отношении к достоверности самого события: когда бы ни был сделан упрек – все равно, и поместить его раньше или позже – все равно; что же касается удивления свидетелей чуда, то его конечно выражали и Апостолы, и другие плывшие с ними и – один евангелист выставляет на вид более последних, а другие первых. Объяснение см. в прим. к Мф. 8:23-27. Мк. 4:35-41. 26-39.О пребывании Господа в стране Гадаринской сказание ев. Луки совершенно одинаково со сказанием ев. Марка (Мк. 5:1-20); сказание же ев. Матфея гораздо короче и несколько разнится от них. См. прим. к Мк. 5:1-20 и Мф. 8:28-34. 40-56.О возвращении Господа из страны Гадаринской, просьбе Иаира, исцелении кровоточивой женщины и воскрешении дочери Иаира, ев. Лука повествует совершенно, почти буквально сходно с ев. Марком (Мк. 5:21-43); евангелист же Матфей рассказывает об этих событиях гораздо короче, хотя в сущности совершенно сходно с ними (Мф. 9:18-26). Объяснение см. в прим. к указанным местам Евангелий Матфея и Марка. «Народ принял Его»: т.е. принял с радостью и любовью. «Я чувствовал силу исшедшую»: такой оборот речи Спаситель делает не потому, чтобы целительная сила Его в самом деле без Его ведома исторглась из Него и исцелила жену, а для того, чтобы обнаружить пред всеми поступок жены, явить пример ее веры другим.