Глава 8

  • Закрыть сопоставления
  • 1. После сего Он проходил по городам и селениям,
    проповедуя и благовествуя Царствие Божие,
    и с Ним двенадцать,
  • 2. и некоторые женщины,
    которых Он исцелил от злых духов и болезней:
    Мария, называемая Магдалиною,
    из которой вышли семь бесов,
  • 3. и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова,
    и Сусанна,
    и многие другие, которые служили Ему имением своим.
  • 4. Когда же собралось множество народа,
    и из всех городов жители сходились к Нему,
    Он начал говорить притчею:
  • 5. вышел сеятель сеять семя свое,
    и когда он сеял,
    иное упало при дороге и было потоптано,
    и птицы небесные поклевали его;
  • 6. а иное упало на камень
    и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги;
  • 7. а иное упало между тернием,
    и выросло терние и заглушило его;
  • 8. а иное упало на добрую землю
    и, взойдя, принесло плод сторичный.
    Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
  • 9. Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?
  • 10. Он сказал:
    вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах,
    так что они видя не видят и слыша не разумеют.
  • 11. Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие;
  • 12. а упавшее при пути, это суть слушающие,
    к которым потом приходит диавол
    и уносит слово из сердца их,
    чтобы они не уверовали и не спаслись;
  • 13. а упавшее на камень, это те,
    которые, когда услышат слово, с радостью принимают,
    но которые не имеют корня,
    и временем веруют, а во время искушения отпадают;
  • 14. а упавшее в терние, это те,
    которые слушают слово,
    но, отходя, заботами, богатством
    и наслаждениями житейскими подавляются
    и не приносят плода;
  • 15. а упавшее на добрую землю, это те,
    которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце
    и приносят плод в терпении.
    Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
  • 16. Никто, зажегши свечу,
    не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать,
    а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет.
  • 17. Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным,
    ни сокровенного, что не сделалось бы известным
    и не обнаружилось бы.
  • 18. Итак, наблюдайте, как вы слушаете:
    ибо, кто имеет, тому дано будет,
    а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь.
  • 19. И пришли к Нему Матерь и братья Его,
    и не могли подойти к Нему по причине народа.
  • 20. И дали знать Ему:
    Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя.
  • 21. Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои
    суть слушающие слово Божие и исполняющие его.
  • 22. В один день Он вошел с учениками Своими в лодку
    и сказал им: переправимся на ту сторону озера.
    И отправились.
  • 23. Во время плавания их Он заснул.
    На озере поднялся бурный ветер,
    и заливало их волнами,
    и они были в опасности.
  • 24. И, подойдя, разбудили Его
    и сказали: Наставник! Наставник! погибаем.
    Но Он, встав, запретил ветру и волнению воды;
    и перестали, и сделалась тишина.
  • 25. Тогда Он сказал им: где вера ваша?
    Они же в страхе и удивлении говорили друг другу:
    кто же это, что и ветрам повелевает и воде,
    и повинуются Ему?
  • 26. И приплыли в страну Гадаринскую,
    лежащую против Галилеи.
  • 27. Когда же вышел Он на берег,
    встретил Его один человек из города,
    одержимый бесами с давнего времени,
    и в одежду не одевавшийся,
    и живший не в доме, а в гробах.
  • 28. Он, увидев Иисуса, вскричал,
    пал пред Ним и громким голосом сказал:
    что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего?
    умоляю Тебя, не мучь меня.
  • 29. Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека,
    потому что он долгое время мучил его,
    так что его связывали цепями и узами, сберегая его;
    но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни.
  • 30. Иисус спросил его: как тебе имя?
    Он сказал: легион, —
    потому что много бесов вошло в него.
  • 31. И они просили Иисуса,
    чтобы не повелел им идти в бездну.
  • 32. Тут же на горе паслось большое стадо свиней;
    и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них.
    Он позволил им.
  • 33. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней,
    и бросилось стадо с крутизны в озеро
    и потонуло.
  • 34. Пастухи, видя происшедшее,
    побежали и рассказали в городе и в селениях.
  • 35. И вышли видеть происшедшее;
    и, придя к Иисусу,
    нашли человека, из которого вышли бесы,
    сидящего у ног Иисуса,
    одетого и в здравом уме;
    и ужаснулись.
  • 36. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся.
  • 37. И просил Его весь народ Гадаринской окрестности
    удалиться от них,
    потому что они объяты были великим страхом.
    Он вошел в лодку и возвратился.
  • 38. Человек же, из которого вышли бесы,
    просил Его, чтобы быть с Ним.
    Но Иисус отпустил его, сказав:
  • 39. возвратись в дом твой
    и расскажи, что сотворил тебе Бог.
    Он пошел и проповедывал по всему городу,
    что сотворил ему Иисус.
  • 40. Когда же возвратился Иисус,
    народ принял Его, потому что все ожидали Его.
  • 41. И вот, пришел человек, именем Иаир,
    который был начальником синагоги;
    и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом,
  • 42. потому что у него была одна дочь, лет двенадцати,
    и та была при смерти.
    Когда же Он шел, народ теснил Его.
  • 43. И женщина,
    страдавшая кровотечением двенадцать лет,
    которая, издержав на врачей всё имение,
    ни одним не могла быть вылечена,
  • 44. подойдя сзади, коснулась края одежды Его;
    и тотчас течение крови у ней остановилось.
  • 45. И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне?
    Когда же все отрицались,
    Петр сказал и бывшие с Ним:
    Наставник! народ окружает Тебя и теснит, —
    и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?
  • 46. Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто,
    ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня.
  • 47. Женщина, видя, что она не утаилась,
    с трепетом подошла
    и, пав пред Ним,
    объявила Ему перед всем народом,
    по какой причине прикоснулась к Нему
    и как тотчас исцелилась.
  • 48. Он сказал ей: дерзай, дщерь!
    вера твоя спасла тебя;
    иди с миром.
  • 49. Когда Он еще говорил это,
    приходит некто из дома начальника синагоги
    и говорит ему: дочь твоя умерла;
    не утруждай Учителя.
  • 50. Но Иисус, услышав это,
    сказал ему: не бойся, только веруй,
    и спасена будет.
  • 51. Придя же в дом,
    не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова,
    и отца девицы, и матери.
  • 52. Все плакали и рыдали о ней.
    Но Он сказал: не плачьте;
    она не умерла, но спит.
  • 53. И смеялись над Ним,
    зная, что она умерла.
  • 54. Он же, выслав всех вон
    и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань.
  • 55. И возвратился дух ее;
    она тотчас встала,
    и Он велел дать ей есть.
  • 56. И удивились родители ее.
    Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.

1-3.«Проходил по городам и селениям»: общее замечание евангелиста о проповеднической в это время деятельности Спасителя. Он путешествовал от города к городу, от селения к селению со своей проповедью, «благовествуя Царствие Божие»; см. прим. к Мф. 3:2. «С Ним двенадцать», которых Он недавно избрал и поставил Апостолами (Лк. 6:12-16). «Женщины»: которым Он оказал благодеяние, исцелил их от разных болезней; из чувства благодарной любви за благодеяние, они следовали за Ним, слушая Его учение, и «служили» Ему в житейских обычных нуждах «имением своим», в чем требовалась такая помощь, ибо Господь и Его малое общество были бедны, а между тем житейские нужды относительно пищи, одежды и т.п. требовали удовлетворения. «Мария Магдалина» и пр.: см. прим. к Мф. 15:39Мф. 27:56Мк. 16:9. Благодарная за исцеление, она сделалась преданнейшей и усерднейшей последовательницей Господа и после была первою в лике жен мироносиц и первая сподобилась явления воскресшего Господа (Ин. 21:14 и дал.). «Иоанна, жена Хузы», и пр. Если принять мнение, что этот Хуза был тот царедворец, сына которого исцелил Господь (Ин. 4:46 и дал.), то без сомнения глубокая благодарность матери за исцеление сына ее была побуждением для Иоанны сделаться усердной последовательницей Господа. Она после также была в сонме жен мироносиц (Лк. 24:10). «И Сусанна»: неизвестно кто такая, так как более о ней нигде не упоминается. «Многие другие»: последовательниц Господа был, как видно, целый сонм облагодетельствованных Им; целый сонм был и жен мироносиц (Лк. 24:10Лк. 23:56). Так твердо и решительно было их последование Христу, что они оставались преданными Ему до конца; даже в то время не теряли твердости духа, когда ученики Господа в страхе разбежались, оставив своего учителя во время Его осуждения и страданий.

4.«Собралось множество народа»: это было на берегу Галилейского моря или Тивериадского озера (Мф. 13:1-2); народу собралось столько, что Господь сел в лодку и отплыл немного от берега, поучая из лодки «притчами». О притче см. прим. к Мф. 13:2.

5-15.Притча о сеятеле и семени изложена у ев. Луки совершенно сходно с Мф. 13:3-9 и Мк. 4:3-9. Причина учения притчами изложена здесь короче, чем в первом Евангелии (Мф. 13:10-17) и более сходна с Марковым Евангелием (Мк. 4:10-12). Объяснение самим Спасителем притчи о сеятеле и семени у всех троих евангелистов одинаково. Во всем этом сказании есть различие в некоторых только выражениях, и то не в многих; общий же смысл притчи и объяснения совершенно одинаков, а равно и частные черты. См. прим. к Мф. 13:3-23Мк. 4:3-20.

16-18.Приточные изречения о свече, о тайном и явном, об оскудении и приумножении, изложены так же, как у ев. Марка (Мк. 4:21-25). У ев. Матфея в этом месте поставлено только одно изречение об оскудении и приумножении, другие же два изречения изложены в других местах (Мф. 5:15 и Мф. 10:26). Вероятно некоторые изречения Господь повторил не раз (ср. Мф. 13:12 и Мф. 25:29), и евангелисты ставят их в том или другом месте по своему усмотрению. Главное дело не в том, когда сказано, а в том, что и как сказано, и если изречения изложены одинаково, то особой нужды определять – когда именно сказано то или другое изречение – нет, и усилия напрасны, когда точно определить это возможности нет.

19-21.Сказание ев. Луки о приходе к Господу Пречистой Матери Его и братьев короче, чем у первых двух евангелистов (ср. Мф. 12:46-50Мк. 3:31-35), но совершенно согласно с ними.

22-25.Об укрощении бури ев. Лука повествует согласно с сказанием ев. Марка (Мк. 4:37-41); сказание же ев. Матфея (Мф. 8:23-27), в общем совершенно сходное с ними, разнится в двух частных чертах: по нему Господь упрекает учеников за маловерие прежде укрощения бури, по ним – после; по сказанию Матфея люди, плывшие с учениками, изумлялись чуду, по сказаниям Марка и Луки – сами ученики. Это различие очевидно не имеет никакого значения в отношении к достоверности самого события: когда бы ни был сделан упрек – все равно, и поместить его раньше или позже – все равно; что же касается удивления свидетелей чуда, то его конечно выражали и Апостолы, и другие плывшие с ними и – один евангелист выставляет на вид более последних, а другие первых. Объяснение см. в прим. к Мф. 8:23-27Мк. 4:35-41.

26-39.О пребывании Господа в стране Гадаринской сказание ев. Луки совершенно одинаково со сказанием ев. Марка (Мк. 5:1-20); сказание же ев. Матфея гораздо короче и несколько разнится от них. См. прим. к Мк. 5:1-20 и Мф. 8:28-34.

40-56.О возвращении Господа из страны Гадаринской, просьбе Иаира, исцелении кровоточивой женщины и воскрешении дочери Иаира, ев. Лука повествует совершенно, почти буквально сходно с ев. Марком (Мк. 5:21-43); евангелист же Матфей рассказывает об этих событиях гораздо короче, хотя в сущности совершенно сходно с ними (Мф. 9:18-26). Объяснение см. в прим. к указанным местам Евангелий Матфея и Марка. «Народ принял Его»: т.е. принял с радостью и любовью. «Я чувствовал силу исшедшую»: такой оборот речи Спаситель делает не потому, чтобы целительная сила Его в самом деле без Его ведома исторглась из Него и исцелила жену, а для того, чтобы обнаружить пред всеми поступок жены, явить пример ее веры другим.