- 1. Пройдя через Амфиполь и Аполлонию, они пришли в Фессалонику,
где была Иудейская синагога. - 2. Павел, по своему обыкновению, вошел к ним
и три субботы говорил с ними из Писаний, - 3. открывая и доказывая им,
что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых
и что Сей Христос есть Иисус,
Которого я проповедую вам. - 4. И некоторые из них уверовали и присоединились к Павлу и Силе,
как из Еллинов, чтущих Бога, великое множество,
так и из знатных женщин немало. - 5. Но неуверовавшие Иудеи,
возревновав и взяв с площади некоторых негодных людей,
собрались толпою и возмущали город и,
приступив к дому Иасона, домогались вывести их к народу. - 6. Не найдя же их,
повлекли Иасона и некоторых братьев к городским начальникам,
крича, что эти всесветные возмутители пришли и сюда, - 7. а Иасон принял их,
и все они поступают против повелений кесаря,
почитая другого царем, Иисуса. - 8. И встревожили народ и городских начальников, слушавших это.
- 9. Но сии, получив удостоверение от Иасона и прочих, отпустили их.
- 10. Братия же немедленно ночью отправили Павла и Силу в Верию,
куда они прибыв, пошли в синагогу Иудейскую. - 11. Здешние были благомысленнее Фессалоникских:
они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания,
точно ли это так. - 12. И многие из них уверовали,
и из Еллинских почетных женщин и из мужчин немало. - 13. Но когда Фессалоникские Иудеи узнали,
что и в Верии проповедано Павлом слово Божие,
то пришли и туда, возбуждая и возмущая народ. - 14. Тогда братия тотчас отпустили Павла, как будто идущего к морю;
а Сила и Тимофей остались там. - 15. Сопровождавшие Павла проводили его до Афин и,
получив приказание к Силе и Тимофею,
чтобы они скорее пришли к нему, отправились. - 16. В ожидании их в Афинах Павел возмутился духом
при виде этого города, полного идолов. - 17. Итак он рассуждал в синагоге с Иудеями и с чтущими Бога,
и ежедневно на площади со встречающимися. - 18. Некоторые из эпикурейских и стоических философов
стали спорить с ним;
и одни говорили: «что хочет сказать этот суеслов?»,
а другие: «кажется, он проповедует о чужих божествах»,
потому что он благовествовал им Иисуса и воскресение. - 19. И, взяв его, привели в ареопаг и говорили:
можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою? - 20. Ибо что-то странное ты влагаешь в уши наши.
Посему хотим знать, что это такое? - 21. Афиняне же все и живущие у них иностранцы
ни в чем охотнее не проводили время, как в том,
чтобы говорить или слушать что-нибудь новое. - 22. И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне!
по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. - 23. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник,
на котором написано «неведомому Богу».
Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам. - 24. Бог, сотворивший мир и всё, что в нем,
Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет - 25. и не требует служения рук человеческих,
как бы имеющий в чем-либо нужду,
Сам дая всему жизнь и дыхание и всё. - 26. От одной крови Он произвел весь род человеческий
для обитания по всему лицу земли,
назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, - 27. дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли,
хотя Он и недалеко от каждого из нас: - 28. ибо мы Им живем и движемся и существуем,
как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род». - 29. Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать,
что Божество подобно золоту, или серебру, или камню,
получившему образ от искусства и вымысла человеческого. - 30. Итак, оставляя времена неведения,
Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, - 31. ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную,
посредством предопределенного Им Мужа,
подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых. - 32. Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались,
а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время. - 33. Итак Павел вышел из среды их.
- 34. Некоторые же мужи, пристав к нему, уверовали;
между ними был Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дамарь,
и другие с ними.
Ничего нет для сопоставления.