Глава 6

  • 1. Случилось в субботу проходить Ему засеянными полями;
    и срывали ученики Его и ели колосья, растирая руками.
  • 2. Некоторые же из фарисеев сказали:
    почему вы делаете то, чего нельзя делать в субботу?
  • 3. И ответил им Иисус: и о том вы не читали, что сделал Давид,
    когда проголодался сам и бывшие с ним?
  • 4. Что вошел он в дом Божий и взял хлебы предложения,
    и ел и дал сопровождавшим его, -
    а их нельзя есть никому, кроме одних только священников?
  • 5. И говорил им: Сын Человеческий есть господин субботы.
  • 6. Случилось же в другую субботу войти Ему в синагогу и учить;
    и был там человек,
    и правая рука его была суха.
  • 7. Наблюдали же за Ним книжники и фарисеи,
    не исцеляет ли Он в субботу,
    чтобы найти обвинение против Него.
  • 8. Но Он знал помышления их и сказал мужу с сухою рукой:
    подымись и стань посредине.
    И он поднялся и стал.
  • 9. Сказал же им Иисус: спрашиваю вас:
    дозволяется ли в субботу добро сделать или зло?
    Спасти душу или погубить?
  • 10. И обведя взором всех их, сказал ему: протяни руку твою.
    Он сделал так,
    и восстановилась рука его.
  • 11. Они же пришли в бешенство
    и обсуждали между собой, что бы им сделать с Иисусом.
  • 12. Случилось же Ему в те дни уйти на гору помолиться,
    и Он проводил ночь в молитве к Богу,
  • 13. и когда настал день,
    Он позвал учеников Своих и избрал из них двенадцать,
    которых и наименовал апостолами:
  • 14. Симона, которого и наименовал Петром,
    и Андрея, брата его,
    и Иакова, и Иоанна,
    и Филиппа, и Варфоломея,
  • 15. и Матфея, и Фому,
    и Иакова Алфеева, и Симона, называемого Зилотом,
  • 16. и Иуду Иаковлева,
    и Иуду Искариота, который сделался предателем.
  • 17. И спустившись с ними, Он стал на ровном месте,
    и большая толпа учеников Его
    и великое множество народа из всей Иудеи и Иерусалима
    и с побережья Тира и Сидона.
  • 18. Они пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих.
    И мучимые духами нечистыми исцелялись.
  • 19. И вся толпа старалась прикасаться к Нему,
    потому что сила от Него исходила и исцеляла всех.
  • 20. И Он, подняв глаза Свои на учеников Своих, говорил:
    Блаженны нищие, ибо ваше есть Царство Божие.
  • 21. Блаженны алчущие ныне, ибо вы будете насыщены.
    Блаженны плачущие ныне, ибо вы воссмеетесь.
  • 22. Блаженны вы, когда будут ненавидеть вас люди,
    и когда будут отлучать вас, и поносить вас,
    и извергнут имя ваше, как злое, из-за Сына Человеческого.
  • 23. Возрадуйтесь в тот день и возликуйте,
    ибо вот, награда ваша велика на небе:
    ибо так поступали с пророками отцы их.
  • 24. Но горе вам, богатые, ибо вы получили утешение ваше.
  • 25. Горе вам, пресыщенные ныне, ибо взалчете.
    Горе вам, смеющиеся ныне, ибо восплачете и возрыдаете.
  • 26. Горе вам, когда скажут о вас хорошо все люди.
    Ибо так поступали с лжепророками отцы их.
  • 27. Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших,
    делайте добро ненавидящим вас,
  • 28. благословляйте проклинающих вас
    и молитесь за оскорбляющих вас.
  • 29. Ударяющему тебя в щеку подставь и другую,
    и отнимающему у тебя верхнюю одежду не откажи и в рубашке.
  • 30. Всякому просящему у тебя давай
    и от отнимающего твое не требуй обратно.
  • 31. И как хотите, чтобы поступали с вами люди,
    так поступайте и вы с ними.
  • 32. И если любите любящих вас,
    какая вам за то благодарность?
    Ведь и грешники любящих их любят.
  • 33. Ибо если вы делаете добро делающим вам добро,
    какая вам благодарность?
    Ибо и грешники то же самое делают.
  • 34. И если взаймы даете тем, от кого надеетесь получить,
    какая вам благодарность?
    И грешники грешникам дают взаймы,
    чтобы получить обратно столько же.
  • 35. Но вы любите врагов ваших и делайте добро
    и взаймы давайте, ничего не ожидая обратно;
    и будет награда ваша велика,
    и будете сынами Всевышнего,
    потому что Он благ к неблагодарным и злым.
  • 36. Будьте милосердны, как Отец ваш милосерден.
  • 37. Не судите, и не будете судимы.
    Не осуждайте, и не будете осуждены.
    Отпускайте, и вам будет отпущено.
  • 38. Давайте, и вам будет дано:
    мерою доброю, нагнетенною, утрясенною,
    переполненною отсыплют в полы ваши;
    ибо какою мерою вы мерите, отмерено будет и вам.
  • 39. Сказал же и притчу им: разве может слепой вести слепого?
    Не оба ли упадут в яму?
  • 40. Ученик не выше учителя,
    но, научившись, всякий будет, как учитель его.
  • 41. Что ты смотришь на соринку в глазу брата твоего,
    а бревна в собственном глазу не замечаешь?
  • 42. Как можешь говорить брату твоему:
    "брат, дай, я выну соринку, что в твоем глазу",
    не видя у себя в глазу бревна?
    Лицемер, вынь сперва бревно из твоего глаза,
    и тогда увидишь, как вынуть соринку, что в глазу брата твоего.
  • 43. Нет дерева доброго, которое производило бы плохой плод,
    нет и дерева плохого, которое производило бы добрый плод.
  • 44. Ибо всякое дерево познается по его плоду.
    Ведь с терния не собирают смокв,
    и с колючего кустарника винограда не снимают.
  • 45. Добрый человек из доброго сокровища сердца износит доброе,
    и злой из злого износит злое.
    Ибо от избытка сердца говорят уста его.
  • 46. Что вы зовете Меня: "Господи, Господи!"
    и не делаете того, что Я говорю?
  • 47. Всякий, приходящий ко Мне
    и слушающий Мои слова и исполняющий их, -
    Я покажу вам, кому он подобен.
  • 48. Подобен он человеку, строящему дом,
    который раскопал землю и углубился
    и положил основание на скале.
    Когда же случилось наводнение,
    хлынула река на дом тот и не смогла поколебать его,
    потому что построен он был хорошо;
  • 49. а слышавший и не исполнивший подобен человеку,
    построившему дом на земле без основания.
    И хлынула на него река,
    и тотчас он развалился,
    и было падение дома того великое.