Глава 6

  • 3.

    Что означают слова: Не пребудет Дух Мой в этих человеках, потому что они плоть; дни же их
 будут сто двадцать лет?

    Заботясь о спасении людей, Бог предрек тогда, что их 
дни будут сто двадцать лет. До того, как Ною было велено сделать ковчег, прошло двадцать лет, а строил он ков
чег сто лет, так чтобы пребывая рядом с ним, [люди] 
пришли к исправлению. Затем же Бог навел потоп и ис
требил всех. Таким образом, истинно гласит Писание,
 что жить этому поколению сто двадцать лет, с тех пор
 как Бог погрозил им.

    Вопросы и затруднения.

  • 6.

    и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем

    Как, согласно благочестию, следует понимать
 раскаяние Бога, о котором говорится в Писании?

    Постигшие, как благочестиво мыслить о Божественном, 
говорят, что это невозможно, чтобы Бог, по природе Творец, не был бы по природе также и промыслителем о со
творенном. Если же это так, то, поскольку Бог по при
роде промышляет о человечестве, совершенно необходимо, чтобы для природы, о которой Он имеет промысел, у 
Него было много способов спасения. Ведь поскольку человек — существо изменчивое, легко приспосабливает
ся ко времени и обстоятельствам, то совершенно необходимо, чтобы и Божий Промысел, оставаясь Самим Со
бой, приспосабливался к нашим состояниям, находя
 способы спасения [в зависимости] от произрастающих в
природе пороков, [подбирая то, что] легко усваивается.
 И подобно тому как во врачебном искусстве [лечению] 
подлежит множество болезней и необходимо, чтобы сведущий врач, поскольку тело, подлежащее [лечению], 
впадает во множество разнообразных недугов, и сам переходил от более слабых средств к более сильным — так
 [происходит] и у Бога: переход от одного способа промышления к другому обыкновенно именуется в Писа
нии «раскаянием» Бога.

    Вопросы и затруднения.