Глава 1

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1
  • 5.

    Ст. 5-7 Анне же давал часть особую, ибо любил Анну, хотя Господь заключил чрево ее. Соперница ее сильно огорчала ее, побуждая ее к ропоту на то, что Господь заключил чрево ее. Так бывало каждый год, когда ходила она в дом Господень; та огорчала ее, а эта плакала и не ела

    Не оставим без внимания услышанное, но и из этого научимся величайшему любомудрию. И когда подвергнемся какому-нибудь бедствию, то, хотя будем сетовать, скорбеть и считать бедствие невыносимым для себя, не станем спешить и метаться, но будем ждать промысла Божия. Ибо Бог отчетливо знает, когда нужно прекратить то, что приводит нас в уныние, как это случилось и с Анной. Ведь Бог не по ненависти и не по отвращению от нее заключил ее утробу, но для того, чтобы открыть нам врата любомудрия этой жены, чтобы мы увидели богатство ее веры и узнали, что через это Он сделал ее более славной. <…>

    Продолжительная скорбь, долгая печаль! Не два-три дня, не двадцать или сто и не тысячи или вдвое столько же дней, но из года в год (1 Цар 1:7), говорится, то есть многие годы скорбела и сетовала эта жена; ибо таков смысл слов из года в год. И однако, она не возроптала, и ни продолжительность времени, ни насмешки и оскорбления соперницы не посрамили ее любомудрия; она постоянно молилась и просила; и важнее всего и особенно показывает ее любовь к Богу то, что она не просто старалась обрести это самое дитя, но посвятить свой плод Богу, принести Ему первенца собственного чрева и получить награду за этот добрый обет.

    Об Анне.

  • 6.

    Соперница ее сильно огорчала ее, побуждая ее к ропоту на то, что Господь заключил чрево ее

    См. Толкование на 1 Цар. 1:5

  • 7.

    Так бывало каждый год, когда ходила она в дом Господень; та огорчала ее, а эта плакала и не ела

    См. Толкование на 1 Цар. 1:5

  • 8.

    И сказал ей Елкана, муж ее: Анна! что ты плачешь и почему не ешь, и отчего скорбит сердце твое? не лучше ли я для тебя десяти сыновей

    Мне кажется, что и, сидя за трапезой, она ничего не вкушала и не обременяла себя никакими яствами, иначе не изливала бы столько слез. Ведь если мы и во время поста, не обремененные пищей, едва ли так молимся, или, вернее сказать, никогда так не молимся, то тем более она после трапезы не могла бы так молиться, если бы за трапезой не подражала постникам. Устыдимся же мы, мужчины, этой женщины! Устыдимся мы, которые просим о Царстве [Небесном] и заримся на него, той, которая молилась о сыне и плакала.

    Гомилии на Послание Ефесянам.

  • 9.

    Ст. 9-11 И встала Анна после того, как они ели и пили в Силоме, [и стала пред Господом]. Илий же священник сидел тогда на седалище у входа в храм Господень. И была она в скорби души, и молилась Господу, и горько плакала, и дала обет, говоря: Господи [Всемогущий Боже] Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу [в дар] на все дни жизни его, [и вина и сикера не будет он пить,] и бритва не коснется головы его

    Часто бывает, что вдова, беспомощная и одинокая, терпящая много обид и оскорблений, в то время, когда намеревается войти царь, перед которым идут копьеносцы, щитоносцы, всадники и множество других слуг, не пугается, не ищет предстателя, но, раздвинув всех, идет навстречу царю с большой смелостью и живописует свое несчастье, побуждаемая необходимостью. Так и эта жена не смутилась и не постыдилась в присутствии сидевшего первосвященника сама просить и с большим дерзновением приступить к Царю [Небесному]; напротив, окрыленная любовью и вознеся мысль к небу, созерцая словно бы Самого Бога, так говорила Ему со всей пылкостью.

    …Что же она говорит? Вначале она, вернее сказать, ничего не говорит, но начинает плакать, проливая источники горячих слез. И как от падающих дождей и жесткая земля, орошенная и размягченная, легко пробуждается к произведению плодов, так случилось и с этой женою. Ибо ее утроба, словно бы размягченная дождем слез и согреваемая скорбью, начала побуждаться к доброму чадородию.

    И посмотри на благоговение этой жены. Она не сказала: «Если дашь мне троих, я отдам Тебе двоих; если двоих, отдам Тебе одного», но: «Если дашь только одного, я посвящу весь плод Тебе. И вина и сикера не будет он пить» (1 Цар 1:11). Еще не получила дитя и уже создает пророка, рассуждает о его воспитании и составляет договор с Богом. О, дерзновение жены! Не имея возможности заплатить теперь, потому что еще ничего не получила, она выплачивает цену из будущего. Как многие из земледельцев, живущие в крайней бедности и не имеющие денег, чтобы купить теленка или овцу, берут их у господ в кредит, обещая выплатить стоимость из будущих плодов, так или более того поступила и она. Ибо она получает сына от Бога не в кредит, но для того, чтобы снова всего вернуть Ему, а плодом иметь его воспитание. Для себя же она считала достаточной наградой потрудиться для священника Божия.

    Об Анне.


    И стала, - сказано, - пред Господом (1 Цар 1:9). Что же она говорит? Господи Всемогущий Боже Саваоф! (1 Цар 1:11). В переводе это значит: «Господи, Боже сил». Но слезы лились, прежде чем она могла что-нибудь выговорить. Ими она и надеялась преклонить к себе милость Бога. Где слезы, там полное сокрушение; а где сокрушение, там много любомудрия и осмотрительности. «Если, услышав, Ты послушаешь, - сказано, - молитву рабы Твоей и дашь мне сына, то я отдам его в дар Господу на все время». Она не сказала: «на один год или на два», как делаем мы, и не сказала: «Если дашь мне ребенка, я дам денег», но: «Своего первенца, сына молитвы, я всецело отдам вместо дара». Это поистине была дочь Авраама. Тот по требованию [Бога] отдал [сына], она же отдает еще прежде требования.

    Гомилии на Послание Ефесянам.

  • 10.

    И была она в скорби души, и молилась Господу, и горько плакала

    См. Толкование на 1 Цар. 1:9

  • 11.

    и дала обет, говоря: Господи [Всемогущий Боже] Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу [в дар] на все дни жизни его, [и вина и сикера не будет он пить,] и бритва не коснется головы его

    См. Толкование на 1 Цар. 1:9

  • 13.

    и как Анна говорила в сердце своем, а уста ее только двигались, и не было слышно голоса ее, то Илий счел ее пьяною

    Я требую слез, не показных, а проливаемых из сокрушения, тайно, в уединенной комнате, без свидетелей, в тишине и безмолвии, слез из глубины сердца, от скорби и печали, бывших только для Бога, каковы были слезы Анны. Ибо уста ее, сказано, только двигались, и не было слышно голоса ее (1 Цар 1:13). Но одни слезы вопияли громче трубы. Потому Бог и отверз ее утробу, и жесткий камень сделал мягкой нивою.

    Гомилии на Евангелие от Матфея.