Глава 7

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 7
  • 17.

    В рассуждении тех, которые предприемлют что-либо сверх меры, и впадают в крайние опасности, намерен я напомнить вам не мудрствовати паче, еже подобает мудрствовати: но мудрствовати в целомудрии (Рим 12:3); и как в другом месте говорит Писание: не буди правдив вельми: ни мудрися излише, да не когда изумишися. На сих днях случилось, что некоторые братия, оставив келлии свои, поселились на месте пустынном, бесплодном и безводном. Отцы и братия много увещевали их, но они не послушались, сказав: «идем кочевать». Когда же зашли в самую сухую пустыню, и увидели, что окружены непроходимыми местами, стали впадать в крайнее нетерпение; но начав отыскивать обитаемые места, не могли высвободиться из несносной пустыни; потому что не легко было сделать сие зашедшим внутрь пустыни. Почему изнуряемые недостатком пищи, жаждою и зноем, лежали они, изнемогая духом и отчаиваясь в жизни своей. Было же о них некое домостроительство Божия промысла и они при последнем дыхании найдены прохожими, которые и положили их на скотов своих, и перевезли в обитаемые места. Однако же некоторые из них умерли, и тела их съедены птицами и зверями; а спасшиеся довольно времени оставались больными, и наконец опытно дознали, что не должно ничего делать без совета. Ибо многие, увлекаясь высокомерным помыслом, ушли в места бесплодные и безводные, и там причинили себе сию насильственную смерть. Другие не хотели подчиниться, не соглашались прислуживать братиям, и вдались в то же бедствие; а иные, водясь самолюбивым помыслом и надмеваясь тщеславием, чтобы славили их слышащие о них, сделались, как говорится, кочующими; но не сообразив усильных трудов, подвергли себя сим бедствиям. Итак, возлюбленный, не должно безрассудно увлекаться своими помыслами; напротив же того каждому надобно знать свойственную ему меру, и в любви Божией смиряться пред ближним. Если же кто думает о себе, что преуспел он в добродетели, владеет страстями, и царствует над пожеланиями; то и он да не полагается сам на себя, чтобы и ему не было сказано написанное: царь дерзостен впадает в злая; вестник же света избавит его (Притч. 13:18).

    Послание к монаху Иоанну.