Глава 1

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1
  • 1.

    Слух слышали мы от Господа. Слышали потому, что Господь господствующих не творит ничего, не открыв тайны Своей рабам Своим Пророкам. И вестник во языки послан. Пророк, вероятно, разумеет здесь Эммануила, Который есть Ангел завета ((Мал 3:1)), посланный с небес возвестить мир народам; почему и называется чаянием языков ((Быт 49:10)).

  • 2.

    Се мала дах тя во языцех. Пророк говорит о народе идумейском, и показывает, что за гордость пред братиями своими и за вражду к ним, будет он отведешь в плен. В другом смысле малым называет Пророк диавола; потому что к нему удобно прилагаются и следующие за сим слова.

  • 4.

    Аще вознесешися по воздуху, якоже орел, то есть возвеличишься перед другими, и аще положиши гнездо твое среде звезд, куда не может достигнуть ни рука, ни мысль человеческая, и оттуду свергу тя и предам в руки пленяющих.

  • 5.

    Аще бы татие влезли к тебе, стал ли бы ты молчать от страха, пока не украли бы довольных себе, то есть сколько пожелала бы алчность их? Или аще бы объемлющии виноград влезли к тебе, не позаботился ли бы ты, чтобы осталось у тебя что-нибудь, хотя грозд один на лозе виноградной?

  • 6.

    Како обыскася Исав и взята быша сокровенная его. Пророк возвещает сим, что вавилонские полчища с ненасытимою жадностью расхитят все, что найдут у Идумеев, а их самих отведут в плен. Предсказание сие исполнил царь вавилонский Навуходоносор, который разграбил землю идумейскую и жителей ее отвел в преселение.

  • 7.

    Даже до предел испустиша тя мужи завета твоего, то есть: окрестные народы, после завета, который заключили с тобою коварно, оставили тебя, и ты отведен в пределы врагов твоих. Обманули тебя, и превозмогоша тя мужи мирницы твои, ядущии с тобою, то есть прорицатели твои, которые пресыщались на трапезах твоих.

  • 8.

    Погублю премудрыя от Идумеи, нанесу им такой удар, который приведет их в оцепенение. И смыслящаго от горы Исавовы; их постигнет конечное истребление.

  • 9.

    Убоятся воини, иже от Феман, то есть приведены будут в бессилие, утратится крепость их, и мужество их не спасет их.

  • 10.

    Покрыет тя студ, когда Иудеи будут возвращены, и погибнешь во век. Когда Иудеи и Идумеи возвратятся из плена ассирийского; тогда вас Идумеев поработят Иудеи, и долгое время будете вы терпеть от них бедствия. Когда же придут народы чуждые и поразят Иудеев, Идумеев же истребят совершенно; тогда ни рода, ни имени идумейского не останется в поднебесной. Так действительно поступили с Идумеями Римляне в то время, как поразили Иудеев и рассеяли их по всем пределам земли.

  • 11.

    От негоже дне сопротивился еси, то есть восстал на брата своего Иакова и посмевался над ним во дни пленяющих иноплеменников силу его, то есть имение его, какое приобрел трудами рук своих, во дни, когда чуждии внидоша во врата его, и о Иерусалиме, то есть, о том, что было в Иерусалиме, вергоша жребия.

  • 14.

    Ниже настой на исходы их, потребити избегающия их, как делал ты до сего времени; и не предавай тех из них, которые останутся в день скорби, то есть не предавай их на убиение, как делал доныне.

  • 15.

    Понеже близ день Господень, когда отмщено будет тебе и всем народам, на которых надеялся ты. Якоже сотворил еси брату твоему, сице будет ти от брата твоего.

  • 16.

    Понеже якоже еси пил на горе Моей святей, то есть пил из чаши гнева, которая растворена была вам во святилище до дни Давида и Ахаава: так испиют вси языцы от руки Ассириян и Вавилонян во дни Езекии и сынов его.

  • 17.

    В горе же Сиони будет спасение Езекии и народу его.

  • 18.

    И будет дом Иаковль огнь, а дом Исавов в тростие и поядят я, и не будет останка дому Исавову, то есть Иудеи истребят их, как огонь истребляет солому, и истребление их будет совершенно. Начало сему положили Давид и Амасия, довершили же Иудеи по возращении своем из плена, вместе с братиями своими, коленами израильскими, возвратившимися из Персии. Они отняли у Идумеев всю власть, принудили их переменить веру свою и принять закон иудейский.

  • 20.

    И преселенные сыны Израилевы наследят от Ханаана до Сарепты, преселенные же из Иерусалима в Испанию наследят грады южные. Пророк здесь имеет в виду плененных из царства иудейского и израильского, которые отведены были в отдаленейшие страны, означаемые здесь именем Испании, и показывает, что Господь, как обетовал, соберет сонм сей от четырех ветров небесных ((Зах 2:6)).

  • 21.

    И взыдут спасаемии из Вавилона на гору сионскую, еже отмстити гору Исавлю, то есть чтобы истребить и погубить дом Исавов. И будет царство Господеви; потому что все народы уничижатся и будут раболепствовать народу Господню, людем, яже, как написано в Псалме, сотвори Господь ((Пс 21:32)).