Глава 15

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 15
  • 25.

    Вопрос. Как же Апостол отдает Христову Царствию конечность, когда пишет: «Подобает Ему царствовать, пока не бросит врагов Своих под ноги Себе»? Те, кто это толкуют, повествуют, что с концом мира кончится и Христово Царствие, когда Он пойдет к Отцу, будет во всем и над всеми Бог, как говорит Апостол.

    Ответ. Мне думается, что этих людей оплакивает Иеремия, говоря: «Кто даст голове моей воду и глазам моим – источник слез», чтобы плакать «день и ночь» о страдающем и покрытом язвами моем народе, который заткнул уши, и не творит ни одного слова богословия». Ведь Христос громким гласом возвещает: «Сын пребывает вовек». Горькому безумию этих людей сопротивляется обличитель Даниил, муж, который охотно сказал: «Видел Я в ночных видениях, что вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий…» И потом сказал: «Власть Его – власть вечная, непреходящая, и царство Его не разрушится». Так говорит и божественный песнопевец Давид «Престол Твой, Боже, во век века. Посох (скипетр праведности – посох Царствия Твоего». И затем «Сначала Ты, Господи, основал землю, и небеса – создания Твоей руки. Они погибнут, а Ты пребываешь, и Тот же, и годы Твои не уменьшатся». То, что о Господе говорит высокий разумом Павел, то он говорит повсюду в своих посланиях, показывая, что Творец, Царь, Бог – Он прежде веков и; навечно. И еще то же самое боговидец и божественный законодатель Моисей поет: «Господь царствует вовек», и навечно мы исповедуем Господа нашего Христа. Поэтому не думай «отколе» и «доколе»; что мол когда-то обретет конец Христово Царствие. Из-за заблуждающихся дурно понимается то, что хорошо сказано. Сам апостольский глас обличает их суетное понимание. Сказано, что смерть царствовала от Адама до Моисея. Но разве тем самым она только до времени Моисея царствовала, не распространив свою власть над множеством людей; и ее, по всем возрастам проходя, Христос запял (запнул), увенчав людей над ее властью, Сам для смерти став смертью. И сейчас о Моисее иудеи измышляют, но могилы его не найдено до сих пор. И когда Христос преобразился, Моисей вместе с Илией пророком стоял на вершине горы, так что не нужно думать, что Моисей преставился плотью, а было точно как с Илией, который преставился плотью, хороня их мысль о возвеличивании, и поиск неразумной славы мужа: говоря, что он мертв, иудеи величаются. И опять тот же Апостол сказал, обличая их: «До сегодняшнего дня – когда это читается – на их сердцах лежит покров Моисея». Как тогда Апостол сказал в послании Коринфянам: «И до вас дошел Евангелием Христовым», – только ли до Коринфа? Разве не доходил он в своей проповеди, обегая по кругу землю в скорости от востока до запада, и до Илирика, и до самого Рима? И он же сказал: «Утешая себя во все дни, пока день этот не наречется». Но предсказал и богословный Давид: «Если сегодня услышите Его голос, явно Божий, не делайте жесткими ваши сердца, гневя Его, как во дни искушений в пустыне». Только ли для бывших до Давида полезно слушание Божия гласа? Увы безумию, которое измышляет в пустоту! Ибо Христовы создания с наступлением этого времени встанут нетленными и бессмертными, и будут всегда. Разве изначальный Искусник и Созидатель, взойдя к Отцу не будет? Разве Он не обещает людям, что будет царствовать вместе вечно и бессмертно? Неужто Он этого лишится, и Царствие отойдет в прошлое с окончанием, если следовать суемысленным? Но отойди от этого безумия, умоляю тебя. Таких людей обличит среди древних бывший Давид, который поет о Христовом Царствии: «Прославляйте Господа все создания Его». А созданиями Христа является все. Ибо сказал великий Иоанн: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. И Слово родилось плотью». И вселился в нас Христос, ибо все стало благодаря Нему. И опять Давид: «Царство Твое, Христе, царство на все века, и владычество Твое – владычество во все роды». Весьма в согласии с ними вопиет Гавриил, слуга бесконечному Царствию Христову: «…и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца…» Ведь неужто не установлено, что обычно говорится в святых книгах «до тех пор пока» или «сегодня»? Ведь у Бога день не знает вечера, и один день – это вся вечность, наподобие умных и словесных сил, ведь ночь не покрывает вышемирный свет.

    Вопросы св. Сильвестра и ответы прп. Антония. Вопрос 129.

  • 28.

    Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем.

    Вопрос. Тогда почему Апостол явно высказывает, что Сын покорен Отцу как большему, когда говорит, что Ему покорится все, и тогда Он Покорится Покорившему Ему все? И как Он может быть равен Отцу? Ведь явно, что Он как меньший покоряется большему.

    Ответ. Нужно увидеть самого этого великого проповедника Божия, что здесь он в плотском смысле говорит к молодым и еще обнаженным душам, которые слишком ранние для обдумывания возвышенных учений. «Обнаженные» – «те, кто во Христа крестились, во Христа облеклись». Церковное собрание – носитель Христа, а теперь в вере покоряются Ему страны. Не до конца еще покорены страны, которые готова принять Церковь, и еще не достигнуто полное число стран, как говорит Апостол, но ежедневно Церковь становится покоряющей благодаря тому, что к ней прибавляются верующие, то есть Христос становится покорителем, и полнота стран будет тогда, когда Церковь примет покорение в совершенстве и без остатка, что есть Христос по плоти – тогда и она во всем покорится Покорившему ее, как здесь сказано, Самому Христу по плоти во всем. Бывает, что письмо прикровенное, и открывает не всю Христову власть и Божественность, чтобы не думали, что Он противоположен Богу, не делали Его противоположным Отцу. Одно дело, когда общаются с теми, кто совершенен чувствами – для тех пища тверже, чем молоко. Младенческая пища дается сосункам. Если повествование начинается с Божественных вещей, потихоньку совлекаются покровы на владычности Христа, и указуется, что Он равен по славе, по силе, по самовластности Богу, велегласным восклицанием: «Чаем Сына Его с небес, «Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно телу» славы Его». Действием власти Своей Он мощен, и Ему покорно все. И в другом месте сказано: «Бог был во Христе, Который подчинил Ему весь мир». Предстает, что все в совокупности покорно Ему. Отойди от ребячества, когда сам Апостол указует, что все учатся не теми же самыми книгами, но каждому послано по подобию и как за руку каждый ведом к совершенству.

    Вопросы св. Сильвестра и ответы прп. Антония. Вопрос 127.