• 5.

    И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая

    Если волнение, а также состояния, которые возникают из любви к добру и почтения к святости, называть пороками, тогда придется допустить, что настоящие пороки являются добродетелями. Однако, если следовать здравому смыслу, кто осмелится назвать болезнями и порочными страстями такие состояния, когда они к месту? Ведь Сам Господь, Который счел достойным жить человеческой жизнью в образе раба, не имея на Себе никакого греха, позволял Себе подобные состояния, когда это было уместно. Вполне естественно, что Он, обладая истинно человеческим телом и истинно человеческой душой, знал и истинно человеческие чувства. Евангелие не ошибается, когда говорит о чувствах Христа: что Он омрачается жестокосердием иудеев, радуется за тех, кто поверил, плачет при воскрешении Лазаря, жаждет вкусить Пасху со Своими учениками; что душа Его печалится, когда приближается страдание.

    О граде Божием.


    Достоверно то, что Господь имел плоть. Однако чувства, которые могут возникать только в душе, указывают еще и на то, что Он имел душу. Об этих чувствах рассказывают евангелисты: Иисус удивляется, гневается, печалится, радуется и испытывает множество других состояний. Они же рассказывают о состояниях, которые свойственны одновременно и душе, и телу: Иисус испытывает голод, спит, устает в пути и т.п.

    О различных вопросах.

  • 10.

    Ибо многих Он исцелил, так что имевшие язвы бросались к Нему, чтобы коснуться Его

    Что значит прикоснуться, как ни поверить? Верою касаемся Христа, и лучше, рукой не касаясь, коснуться верою, нежели касаться рукой, но без веры. Не великим делом было коснуться Христа: и иудеи коснулись, когда схватили Его, когда связали Его, когда распяли Его. Прикоснулись, но через свое дурное прикосновение Его потеряли. Прикасайся верою, Церковь кафолическая, верою прикасайся!

    Проповеди.

  • 11.

    И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий

    Ты - Христос, Сын Бога Живаго, - говорит Петр. «Знаем, Кто Ты; Ты - Сын Божий», - говорили демоны. Слышу одинаковое признание, но не нахожу равной любви: в первом признании - любовь, во втором - страх. Там, где любовь, - они сыновья; там, где страх, - они не сыны. Любящих сделал Он божьими; тех, кто боялся, уличил в том, что они не от Бога.

    Толкование Псалмов.


    Апостол дал определение веры: вера не в обрезании и не в крайней плоти, но совершается через любовь. Это, конечно, вера христиан, а не демонов. Ведь демоны тоже верят и трепещут, но вот любят ли? Если бы не верили, не могли бы сказать: «Ты - Святый Божий» или «Ты - Сын Божий». Однако, если бы любили, не стали бы говорить: Что Тебе до нас?

    Послания.

  • 23.

    И, призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану

    Вот что говорит Господь: «Не может сатана изгонять сатану». Если кто-либо именем самых низких сил изгоняет демона и при этом полагает, будто эти слова Господа не верны, то пусть вдумается в их смысл. Сатана, даже если он сохранит тело человека и его чувства в невредимости, делает это для того, чтобы добиться еще большего: вероломного подчинения воли этого человека. Таким путем сатана не выходит, а еще глубже входит - для того чтобы действовать ему в человеке, как об этом сказано было апостолом: …по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления. Сатана не приводил в беспорядок их телесные чувства, и не истязал, и тела их не сотрясал, но царствовал в воле, или же, вернее, в их алчности.

    О различных вопросах.

  • 25.

    и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот

    Духа нечистого Господь показывает разделенным в себе. Дух же Святой не только не разделен в Себе, но и делает неразделенными тех, кого к Себе собирает. Он отпускает грехи, разделенные в себе, и обитает в очищенных, чтобы стали подобны тем, о которых написано в «Деяниях апостолов»: У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа.

    Проповеди.

  • 27.

    Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его

    Сам Господь Иисус Христос говорит: Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного. Под «сильным» следует понимать дьявола, который пленил род человеческий. Он удерживал - посредством разных грехов и вероломства - свои «вещи», то есть людей, которых Христу предстояло похитить и обратить в Своих верующих. «Сильный» должен быть связан. В «Откровении» апостол говорит: И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, то есть сдержал и обуздал власть его над теми, кого тот совращал и кем владел, дабы сделать их вновь свободными.

    О граде Божием.


    Он победил дьявола сначала праведностью, затем силою. Праведностью, поскольку на Нем не было никакого греха, однако Он был убит им в высшей степени несправедливо. Силою, поскольку Он восстал из мертвых, чтобы уже никогда не умирать… Следовательно, в немощи, которую Он принял со смертною плотью, а не в силе бессмертия, был распят Христос. Об этой немощи говорит и апостол: …и немощное Божие сильнее человеков.


    Не трудно увидеть, как дьявол был повержен в то самое время, когда Тот, Кого он сразил, воскрес. Важнее и гораздо сложнее для понимания увидеть, как дьявол был побежден в тот самый момент, когда, как ему показалось, он уже победил, то есть когда Христос был распят. Ибо в этот самый момент кровь Того, в Ком не было никакого греха, пролилась ради прощения наших грехов. Тех, кого дьявол заслуженно удерживал во грехе, ввергая в погибель, заслуженно освобождает Тот, Кто, не имея никакого греха, незаслуженно принимает смерть. Через эту праведность повержен был сильный и заключен был в оковы, так что сосуды его теперь могли быть расхищены. Сосуды, бывшие у него и его ангелов сосудами гнева, стали отныне сосудами милосердия.

    О Троице.

  • 29.

    но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению

    Не то чтобы это было хулой, за которую невозможно получить прощения, поскольку и такое прощается, если последует должное раскаяние.

    Проповеди.

  • 32.

    Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя

    Указав рукой на Своих учеников, Он сказал, что Ему никто не родственник, если не исполняет волю Его Отца. В это число Он кротко включил и саму Марию, хотя она и исполняла волю Отца. Так лучший и божественный Учитель, когда назвали Ему имя Его матери как нечто очень личное, принизил важность имени земного в сравнении с родством небесным и показал это небесное родство Своим ученикам. А потому Дева Мария заново обрела родство со всеми святыми… Не будь неблагодарен, благодари мать свою, воздавай за телесное духовным и за преходящее вечным!

    Послания.

  • 35.

    ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь

    Разве не тому Он учит нас, чтобы родству по плоти мы предпочли родство духовное? Разве тем люди счастливы, что они состоят в плотском родстве с праведником или святым? Не в том ли, напротив, их счастье, что они следуют их учению и подражают их нравам? Блаженство Марии скорее в том, что Она приняла веру Христа, нежели в том, что в ней зародилась Его плоть. Когда некто сказал: Блаженно чрево, носившее Тебя, Сам Христос ответил на это: Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. Например, братьям Его - родным по плоти и отказывающимся верить в Него, - какая им была польза от этого родства? Так и с материнством Марии: оно ничего не дало бы ей, если бы Она не носила Христа с большим блаженством в сердце, нежели во чреве.

    О Святом девстве.


    Он подразумевал следующее: мать Моя, которую вы назвали блаженной, потому блаженна она, что соблюдает Божие Слово, а не потому, что в ней Слово стало плотью и обитало с нами. Само Слово Божье соблюдает она, через Которое сама стала быть и Которое в ней стало плотью.

    Трактат на Евангелие от Иоанна.