- 7.
тогда народ служил Господу во все дни Иисуса и во все дни старейшин, которых жизнь продлилась после Иисуса и которые видели все великие дела Господни, какие Он сделал Израилю
Кто иные те старейшины, которые были при Иисусе и после Иисуса, как не апостолы, которые своими писаниями и увещаниями просвещают наши сердца и даже производят в нас наступление некоего рода дней от того истинного света, которому они причастны? Итак, кто просвещается и наставляется апостольскими увещаниями и апостольскими правилами, наставляется к служению Господу, о том говорится, что он служит Господу во дни старейшин, которые были после Иисуса. Ты хочешь увидеть, что как Спаситель был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир (Ин 1:9), так и апостолы были светом мира? В Евангелии написано, что Господь говорит им: вы - свет мира (Мф 5:14). Если же апостолы суть свет мира, то своими постановлениями и увещаниями они, несомненно, просвещают наши дни, в которые мы служим Господу.
…Кто знает все дела Господни, как не тот, кто творит их? Ибо как о сыновьях Илия было сказано, что они люди негодные, не знающие Господа, не в том смысле, что эти люди, которые были учителями других, не знали Господа, но потому, что они вели себя так, как ведут себя не ведающие Господа, так и здесь следует понимать слова: которые познали всякое дело Господа. И [Писание] не только говорит: они познали дело Господа, но добавляет: которые познали всякое дело Господа, то есть которые познали и дело правды и дело освящения, и терпения, и кротости, и благочестия, ибо все происходящее от заповедей Божиих называется делом Господа. <…>
Поэтому говорится, что дело Божие познали те, кто творит Его дело. Но дабы прояснить еще более из Писания, каким образом оно обычно использует слова «знать» и «не знать», посмотри, как еще в другом месте написано: «Соблюдающий, - сказано, - заповедь не узнает слова дурного». Итак, может ли соблюдающий заповеди стать тем, кто не узнает дурных слов? Конечно, он знает [их], но о нем говорится, что он не знает, потому что он остерегается и избегает их. Но и о Самом Господе и Спасителе сказано, что «Он не знал греха», потому, конечно, что «не знать грех» означает то, что Он не совершил греховного дела. Таким же образом говорится, что «дела Господни знает тот, кто творит дела Господни». А тот, кто не творит дело Божие, не знает его.
Гомилии на Книгу Судей.
- 8.
Но когда умер Иисус, сын Навин, раб Господень, будучи ста десяти лет
Нам было прочитано о кончине Иисуса [Навина]. И нет ничего удивительного в том, что скончался тот сын Навин. Ибо он возвращает то, чем был обязан природе. Но поскольку мы учили тому, что прочитанное о сыне Навине относится к нашему Господу Иисусу Христу, следует рассмотреть, каким образом уместно сказать о Нем, что умер Иисус. Я думаю, правда и это, говоря на основании Писания, что в одних людях Иисус жив, а в других умер. Иисус жив в Павле, и в Петре, и во всех тех, которые заслуженно могут сказать: И уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал 2:20), и еще: Для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение (Флп 1:21). Поэтому справедливо говорится, что в таких людях Христос жив.
А в ком Христос умер? В тех, без сомнения, о которых говорится, что частым покаянием и повторным согрешением они словно бы глумятся на смертью Иисуса, о которых говорит апостол в Послании к Евреям: Когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему (Евр 6:6). Поэтому ты видишь, что об Иисусе сказано, что Он не только умирает в грешниках, но также утверждается, что Он распинается ими и подвергается осмеянию. Но и ты сам посмотри за собой, разве ты можешь сказать, что живет в тебе Христос, когда помышляешь о корысти и желаешь похитить чужое? Или если ты помышляешь о чем-то развратном, если пылаешь гневом, если сгораешь от зависти, если терзаешься ненавистью, если безумствуешь в опьянении, если превозносишься в гордыни, если жестоко свирепствуешь, разве можешь сказать при всем этом, что живет в тебе Христос? Итак, в грешниках Христос умирает, потому что в них не действует никакая правда, терпение, истина и ничего из того, что есть Христос. А что бы ни было у святых, то совершает Христос, как и апостол говорит: Все могу в укрепляющем меня Христе (Флп 4:13).
Гомилии на Книгу Судей.
- 11.
тогда сыны Израилевы стали делать злое пред очами Господа и стали служить Ваалам
Конечно, это совершили древние, но поскольку написанное, как сказано, написано не ради них, но ради нас, достигших последних веков (1 Кор 10:11), давайте смотреть, чтобы эти слова оказались в большей степени о нас, нежели о них. Ты хочешь увидеть, что это говорится о нас не мной, но апостолом? Послушай сам, что он говорит: Что говорит Писание в повествовании об Илии? Как он жалуется Богу на Израиля? «Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут». Что же говорит ему Божеский ответ? «Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом», и добавляет: Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток (Рим 11:2). Поэтому ты видишь, что те, которые преклонили колени перед Ваалом и которые не преклонили, понимаются как остаток верующих и множество неверующих.
И это показывает, что жившие во времена Спасителя неверующие и нечестивые преклонили колени перед Ваалом и почтили идолов, а верующие и исполняющие дела веры не преклонили колени перед Ваалом. Ибо нигде в исторических книгах, или в Евангелиях, или в каких-то других книгах Писания не сообщается, что во времена Спасителя кто-то преклонил колени перед идолами; но это, конечно, говорится о тех, которые были одержимы своими грехами, словно скованные кандалами. Поэтому понятно, что и мы всякий раз, как согрешаем и становимся пленниками закона греховного (Рим 7:23), преклоняем колени перед Ваалом. Но мы не призваны к этому и не веровали в то, что мы снова будем рабами греха и снова будем преклонять колени перед дьяволом, но в то, что мы преклоним колени перед именем Иисуса, потому что пред именем Иисуса преклоняется всякое колено небесных, земных и преисподних (Флп 2:10), и что мы преклоним колени пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле (Еф 3:14).
Гомилии на Книгу Суде.
- 14.
И воспылал гнев Господень на Израиля, и предал их в руки грабителей, и грабили их; и предал их в руки врагов, окружавших их, и не могли уже устоять пред врагами своими
Пока кто-то служит Богу, он не предается в руки грабителей (Суд 2:14). Но когда он оставил Господа и начал служить своим страстям, тогда о нем говорится, что предал их Бог постыдным страстям (Рим 1:26), и еще: предал их Бог превратному уму - делать непотребства (Рим 1:28). Почему? Потому что они исполнены, говорит Павел, всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия (Рим 1:29) и всего прочего, о чем говорится [далее]. И за то, что они оставили, сказано, Господа и стали служить Ваалу и Астартам, предал их Бог в руки грабителей и отдал их в руки врагов их (Суд 2:13).
Как я не раз говорил, иудеи понимают это как повествования о прошлых и минувших событиях. Мы же, ради которых это написано, как сказано, должны знать, что если мы согрешили перед Господом и служим вожделениям нашей души и похотям плоти, словно Богу, то мы также отступаем от апостольской власти и предаем себя в руки Завулона. Послушай же самого [Павла], который говорит о согрешившем: «Я предал такого человека сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен (1 Кор 5:5)». Итак, ты можешь видеть, что не только через Своих апостолов Бог предал оставивших [Его] в руки врагов, но и через тех, которые председательствуют в Церкви и имеют власть не только разрешать, но и связывать , грешники предаются во измождение плоти, когда за свои проступки отделяются от тела Христова.
Гомилии на Книгу Судей.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Ориген > Книга Судей Израилевых > Глава 2