• 29.

    И дал Бог Соломону мудрость и весьма великий разум, и обширный ум, как песок на берегу моря.

    А то, что наше учение хочет, чтобы мы были мудрыми, можно показать не только из древних иудейских писаний, которыми и мы пользуемся, но и из тех Писаний, которые написаны после Иисуса и признаются в церквах божественными. Так, в пятидесятом псалме написано, что Давид говорит в молитве к Богу: Тайное и скрытое мудрости Твоей явил мне (Пс 50:8). И кто обращался к псалмам, тот, конечно, может найти, что эта книга преисполнена множеством мудрых наставлений. И Соломон, поскольку попросил мудрости, получил ее; и следы его мудрости можно усмотреть в его писаниях, где в кратких изречениях содержатся возвышенные мысли. Он во многих местах восхваляет мудрость и побуждает к необходимости стяжать ее. И сам Соломон был настолько мудр, что даже царица Савская, услышав его имя и имя Господа, пришла испытать его загадками (3 Цар 10:1). И она беседовала с ним обо всем, что было у ней на сердце. И объяснил ей Соломон все слова ее, и не было ничего незнакомого царю, чего бы он не изъяснил ей. И увидела царица Савская всю мудрость Соломона (3 Цар 10:2) и все то имущество, которым он владел, так что не могла удержаться, чтобы не сказать царю: верно то, что я слышала в земле своей о тебе и о мудрости твоей; но я не верила тем, которые говорили мне, доколе не пришла, и не увидели глаза мои: и вот, мне и в половину не сказано. Мудрости и богатства у тебя больше, нежели как я слышала (3 Цар 10:6).

    Против Цельса.


    Как мне кажется, греческие мудрецы заимствовали эти [знания] у Соломона, поскольку он узнал это через Дух Божий по времени намного раньше их, и выставили за свое изобретение, поместили в книги своих учений и оставили, дабы передать потомкам. Но это, как мы сказали, Соломон обнаружил раньше всех и преподал благодаря мудрости, которую получил от Бога, как написано: И дал Бог Соломону мудрость, и весьма великий разум, и обширный ум, как песок на берегу моря. И была мудрость Соломона выше мудрости всех древних и всех мудрецов египетских (3 Цар 4:30). Итак, Соломон, желая разделить и распределить по порядку эти три учения, которые выше мы назвали общими, то есть нравственное, естественное и умозрительное, изложил их в трех книгах, каждая из которых идет последовательно в том же порядке. Сначала он преподал нравственное [учение] в Притчах, излагая жизненные установления в сжатых и кратких изречениях. Затем он поместил в Екклезиасте то, что называется естественным, где, рассуждая много о естественных вещах и отделяя пустое и тщетное от полезного и необходимого, он убеждает, что нужно оставить тщету и следовать полезному и правильному. А умозрительное учение он изложил в этой книжке, которая у нас под рукой, то есть в Песни Песней. Здесь он внушает душе любовь к небесному и божественному через образ жениха и невесты, научая тому, что к общению с Богом нужно идти путями привязанности и любви. Именно этим он закладывает основы истинного любомудрия и определяет порядок учений и установлений.

    Комментарий на Песнь песней.