Глава 2

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 2
  • 8.

    И взял Илия милоть свою, и свернул, и ударил ею по воде, и расступилась она туда и сюда, и перешли оба посуху

    Следует обратить внимание еще и на то, что Илия прежде, чем был вознесен в вихре на небо (4 Цар 2:11), взял милоть свою, и, свернув, ударил ею по воде, которая расступилась туда и сюда, и перешли оба, то есть он сам и Елисей. Ибо, крестившись в Иордане, он стал более достойным этого вознесения, поскольку Павел, как мы изложили выше, назвал еще более дивный переход через воду крещением. В этом же Иордане Елисей принимает через Илию то дарование, которое желал, сказав: Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне (4 Цар 2:9). И возможно, он получил двойное дарование в духе Илии потому, что дважды перешел Иордан: первый раз вместе с Илией, а второй - когда он взял милоть Илии, ударил ею по воде и сказал: где Бог Илии, - Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась туда и сюда (4 Цар 2:14).

    Комментарии на Евангелие от Иоанна.

  • 11.

    Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо

    Не удивляйся произошедшему с Илией. Как нечто странное случилось с ним в отличие от всех упомянутых святых из-за того, что он был взят в вихре на небо, так его дух имел нечто исключительное, так что он не только почивал на Елисее, но сошел и на Иоанна при его рождении, и Иоанн лично исполнился Духа Святого еще от чрева матери своей, и лично предварил Христа в духе и силе Илии (Лк 1:15), 17). Ибо в одном человеке может быть множество не только злых, но и добрых духов. В самом деле, Давид просит утвердить его Духом владычественным и обновить внутри него дух правый (Пс 50:12), 14). И если для того, чтобы Спаситель смог передать нам дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия, и Он преисполнился духом страха Божия (Ис 11:2), то можно помыслить, что эти добрые духи суть во множестве в одном и том же человеке.

    И мы изложили это, сказав, что Иоанн предварил Христа в духе и силе Илии (Лк 1:17), чтобы слова Илия уже пришел (Мф 17:12) относились к духу Илии, который был в Иоанне, как поняли и трое поднимавшихся с Ним учеников, что Он говорил им об Иоанне Крестителе (Мф 17:13). На Елисее покоился только дух Илии, Иоанн же предварил Христа не только в духе, но и в силе Илии (Лк 1:17), поэтому и Елисей не мог называться Илией, а Иоанн и был самим Илией. Если же нужно представить Писание, из которого книжники говорили, что Илии надлежит прийти прежде (Мф 17:10), послушай Малахию, который говорит: Вот, Я пошлю к вам Илию пророка и далее до слов: чтобы Я, придя, не поразил землю полностью (Мал 4:5). И видимо, этими словами показывается, что Илия некоторыми священными словами и установлениями в душах предуготовляет для славного пришествия Христова тех, кто оказался достоин этого. Ибо земные [люди] не смогли бы вынести его из-за преизбытка славы, если бы они не были прежде предуготованы Илией. И в этом месте под Илией я понимаю не душу того пророка, но его дух и силу. Ибо это есть то, благодаря чему все восстановится, чтобы для тех, кто восстановился и от этого восстановления стал способным вместить славу Христову, пришел узреваемый во славе Сын Божий. Если же Илия есть некое слово, низшее того Слова, которое было в начале у Бога (Ин 1:1), Божьего Слова, и оно могло бы прийти словно бы предварительное наставление, дабы подготовить собою народ, чтобы он стал готовым к принятию совершенного Слова.

    Комментарии на Евангелие от Матфея.

  • 15.

    И сказали: опочил дух Илии на Елисее

    Я думаю, что необходимо остановиться на рассмотрении учения о перевоплощении, поскольку некоторые предполагают в своих помыслах, что у Илии и Иоанна была одна и та же душа, (о которой у нас идет речь), сначала названная Илией, а затем Иоанном. И не без Божьей воли он был назван Иоанном, как ясно из слов ангела, который явился Захарии и сказал: Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн (Лк 1:13); Захария также получил обратно голос после того, как написал на табличке, что рожденный нарекается Иоанном. Если же это была душа Илии, тогда подобало, чтобы он, рождаемый второй раз, был назван Илией, или явилась некая причина переименования, как в случае Аврама на Авраам, и Сары на Сарру, и Иакова на Израиля, и Симона на Петра. Хотя и тогда их довод не был бы здравым, ибо у вышеназванных людей переименование совершалось в одной и той же жизни.

    Но кто-нибудь, может быть, спросит: «Если душа Илии не была сначала в пророке, а потом в Иоанне, то что в обоих случаях Спаситель мог назвать Илией?» Я говорю, что Гавриил словами к Захарии указывал на то, что в Илии и Иоанне была некая одинаковая сущность. Ибо он говорит: Многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предыдет пред Ним в духе и силе Илии (Лк 1:16). В самом деле, заметь, он не сказал: «в душе Илии», чтобы могло иметь место перевоплощение, но в духе и силе Илии. Писание прекрасно знает отличие духа от души, поскольку слова: Бог да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа (1 Фес 5:23), и слова Благословите, духи и души праведных (Дан 3:86), которые приводятся в Книге Даниила, согласно Септуагинте, представляют различие духа и души. Итак, Иоанн назван Илией не относительно души, но относительно духа и силы, которые никак не противоречат церковному учению, если сначала они были в Илие, а затем оказались в Иоанне. И духи пророческие послушны пророкам (1 Кор 14:32), а не души пророков послушны пророкам, и дух Илии опочил на Елисее.

    Комментарии на Евангелие от Матфея.