Глава 4

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 4
  • 4.

    В то время была судьею Израиля Девора пророчица, жена Лапидофова

    Для того чтобы не показалось, будто только одна вдова выполнила эту неподражаемую работу, абсолютно несомненно то, что существует множество других, имеющих равные, или почти равные добродетели, так как доброе зерно пшеницы обычно рождает множество колосьев, наполненных зернами. Не сомневайся, что то древнее время сева было плодородно в характерах многих женщин. И поскольку было бы утомительно описывать всех, вспомним некоторых, особенно Девору, о добродетелях которой нам говорит Писание.

    Ибо она показала не только то, что вдовы не нуждаются в помощи мужчин, но и то, что, будучи совсем не ограниченной слабостью ее пола, взяла на себя обязанности мужчины и сделала даже больше того, что была должна. И наконец, когда иудеями управляли судьи, из-за того, что они не могли править ими с помощью мужского правосудия или защищать их с помощью мужской силы и поэтому войны возникали со всех сторон, они выбрали Девору, чтобы она руководила ими своим здравым смыслом. Итак, одна вдова не только руководила многими тысячами мужчин в мирное время, но и защищала их от врага. Много было судей в Израиле, но ни одна женщина не была судьей до этого, так же как много судей было после Иисуса, но ни один из них не был пророком. И я думаю, что о ее судействе было рассказано и деяния её были описаны для того, чтобы женщин не удерживать от дел мужественных по причине слабости их пола. Вдова, но она управляет народом; вдова, но она ведет за собой армию; вдова, но она выбирает военачальников; вдова, но она объявляет войны и празднует победы. Итак, не природа ответственна за недостатки и не она отвечает за слабости. Не [принадлежность] к полу делает человека сильным, а мужество.

    И в мирное время не было жалоб на эту женщину, и недостатков не нашли у этой женщины, в то время как большинство судей были повинны в грехах перед народом. Но когда хананеи, народ жестокий в сражении и имеющий несметное войско, проявили жестокость по отношению к иудейскому народу, эта вдова раньше всех завершила все приготовления к войне. И чтобы показать, что нужды домашнего хозяйства не зависят от общественных дел, а скорее, общественные обязанности должны быть подчинены дисциплине домашнего очага, она приводит своего сына [Варака] из дома и ставит его во главе войска, поэтому мы можем признать, что вдова может воспитать воина; которого она как мать обучила; как судья назначила командовать; причем, будучи храброй, научила его; и как пророчица направила к победе.

    И наконец, ее сын Варак показывает, что основная часть его победы находилась в руках женщины, сказав: Если ты пойдешь со мною, пойду; а, если не пойдешь со мною, не пойду (ибо я не знаю дня, в который пошлет Господь Ангела со мною) (Суд 4:8). Каким же великим должно было быть могущество этой женщины, которой командующий армией говорит: если ты не пойдешь, то и я не пойду. Насколько же велика, говорю я, сила духа вдовы, которая не защищает своего сына от опасностей материнской любовью, а наоборот, с материнским рвением убеждает своего сына идти вперед к победе, говоря, что решающая роль в этой победе находится в руках женщины!

    О вдовах.