• 15.

    Имущество богатого - крепкий город его, беда для бедных - скудость их

    Не следует порицать богатство само по себе. В конце концов, богатство может служить к искуплению души человека, ибо богатством своим человек выкупает жизнь [свою] (Притч 13:8). Итак, и в сем материальном богатстве есть место добродетели. Вы подобны кормчим в великом море. Если кто хорошо правит кораблем своим, быстро пройдет он глубины и достигнет гавани; если же кормчий не знает своего дела, корабль потонет из-за собственной тяжести. Посему написано: имущество богатого - крепкий город его (Притч 10:15).

    Письма.

  • 19.

    При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои - разумен

    Послушай, каким образом вторгается грех. При многословии, - говорит Соломон, - не миновать греха (Притч 10:19). Изошло много слов, а вошел грех, ибо в многословии исходящее слово становится тщетным. И падает человек в неразумии своем, ибо и сама речь, не ведающая меры, есть грех великий.

    О Каине и Авеле.


    Велика добродетель молчания, особенно в Церкви. Ни одна мысль божественных чтений не ускользнет от тебя, если ты приклонишь ухо и закроешь уста. Никакого слова, которое ты желала бы сказать, не выпускай из уст твоих, но да будет сдержаннее смелость твоя в речах. Ибо великий грех в многоглаголании. Человекоубийце, дабы он не согрешил еще более, сказано: ты согрешил, и замолчи, а деве нужно сказать: молчи и не согрешишь. Мария, как мы читаем, все, что говорилось о Сыне, сохранила в сердце своем, и ты, когда во время [церковного] чтения возвещается о будущем пришествии Христа, или разъясняется о Его бывшем пришествии, не производи шума речами, а будь внимательна. Может ли быть что-нибудь недостойнее, чем заглушать шумом Божественные речения, так что их нельзя и слышать, и проникнуться верой в них, и понять их. Нехорошо оглашать беспорядочными криками святыню и тем самым мешать речи, произносимой ради общего спасения.

    О девственницах.