- 5.
Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз
«Да будет, - говорит, - агнец у вас без порока, от овец или от коз возьмите его». И в другом месте предписывается, что, если кто не сможет сделать Пасху в первом месяце, пусть сделает во втором. Примерно то же приказание отдается и здесь: если кто не сможет взять агнца, пусть, по крайней мере, возьмет козленка. Ибо Христос в доме Церкви приносится в жертву двояко: если мы праведны, то питаемся мясом агнца, если мы грешники и приносим покаяние - для нас закалается козленок. Не потому, что Христос - от козлищ, которым надлежит встать ошуюю, но из-за различия заслуг каждому полагается либо агнец, либо козленок.
Об исходе (накануне Пасхи).
- 6.
и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером
Мы читаем в Книге Исход, что на четырнадцатый день закалается агнец. На четырнадцатый день закалается, когда наступает полнолуние и когда луна не имеет никакого ущерба в своем свечении. Итак, вы видите, что Христос закалается не иначе, как в совершенном и полном свете.
Трактат на Псалмы.
Спрашивается также, почему агнец закалается не днем, но к вечеру, и причина ясна. Ведь Господь наш и Спаситель пострадал в завершение времен. Почему и Иоанн в своем Послании говорит: Дети, последнее время (1 Ин 2:18). А когда наступает последний час, с окончанием дня начинается ночь. Но надо понимать и то, что, доколе мы пребываем в этом мире, то есть живем в Египте, мы пребываем не в ясном свете, но в потемках и тумане. И хотя Церковь - Луна как бы в ночи блистает [отраженным светом], однако мы не можем иметь совершенного сияния истинного солнца.
Об исходе (накануне Пасхи).
- 9.
не снесте от них сурово, ниже варено в воде, но печеное огнем, главу с ногами и со утробою
Голова агнца, как мне кажется, это то, о чем сказано в Евангелии от Иоанна: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Ин 1:1). Оно было в начале у Бога (Ин 1:2). Ноги - это человеческое естество, которое Он соблаговолил принять нашего ради спасения. Но можно понимать и иначе: голова - это духовное понимание, ноги - простое повествование, близкое к истории, внутренности же - это то, что сокрыто внутри буквы, что не видится на поверхности, но, размельченное и пережеванное посредством тщательного исследования, выносится на всеобщее обозрение учеными мужами, и то, что считалось скверным и безобразным, то оказывается животворным.
Об исходе (накануне Пасхи).
- 23.
И пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения
Пусть будет довольно для твоего назидания собрать это, как малые цветы с прекраснейшего луга Священных Писаний, чтобы затворил ты опочивальню сердца и частым совершением знамения защитил чело твое, дабы опустошитель Египта не нашел в тебе места, но первородное, - то, что погибло у египтян, - сохранялось в уме твоем, и ты сказал вместе с пророком: Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое; буду петь и славить (Пс 56:8).
Послания.
- 46.
В одном доме должно есть ее, не выносите мяса вон из дома и костей ее не сокрушайте
Все тогда приносит пользу, когда пребывает в Церкви, когда мы празднуем Пасху в одном доме, если мы входим в ковчег вместе с Ноем, если в гибнущем Иерихоне нас укрывает оправданная Раав.
Послания.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Блаж. Иероним Стридонтский > Исход > Глава 12