• 5.

    И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая.

    Пусть намеревающийся вступить на землю святую и носящую на себе следы Божии снимет обувь, как и Моисей на горе, чтобы не внести чего-либо мертвого между Богом и людьми.

    На святую Пасху.

  • 6.

    И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога.

    Из других имен Божиих некоторые очевидно обозначают власть, а другие домостроительство, причем первое - до воплощения, а второе - после. Например: Вседержитель и Царь или славы, или веков, или сил, или возлюбленное, или царствующих, и Господь, или Саваоф, то есть Господь воинств, или сил, или господствующих - явно имена власти. А: Бог во спасений, Бог или отмщений, или мира, или правды, Бог Авраама, Исаака, Иакова и всего духовного Израиля, который видит Бога, - имена домостроительства. Поскольку нами управлять можно посредством трех вещей: страха наказаний, надежды на спасение и славу, и через упражнение в добродетелях, то отсюда заимствованы предыдущие имена, и имя Бога отмщений порождает в нас страх, имя Бога спасений - надежду и имя Бога добродетелей - подвижничество, чтобы, словно нося в себе Бога, подвизающийся в чем-либо из этого устремлялся к совершенству и стяжанию некоторых добродетелей. Вот это - общие имена Божества. Кроме того, это общие наименования Божества; собственное же имя Безначального есть Отец, безначально-Рожденного - Сын и нерожденно-Исшедшего или Исходящего - Дух Святый.

    О Сыне.

  • 14.

    Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий Иегова послал меня к вам.

    Как мы понимаем, имена Сущий и Бог, скорее, являются наименованиями сущности, особенно же таково имя Сущий, не потому только, что, отвечая Моисею на горе, когда был спрошен об имени, как называть Его, Сам дал Себе это имя и повелел сказать народу: Сущий послал меня, но и потому, что это имя наиболее свойственно Богу. Ибо имя Бог, хотя и производится искусными в словообразовании от бежать или жечь, по причине непрекращающегося движения и уничтожения зла (почему Бог именуется и огнем истребляющим), является относящимся к чему-либо, а не свободным, как и голос, говорящий, что Господь - имя Бога. Ибо сказано: Я Господь, это - Мое имя (Ис 42:8); также: Господь Бог Саваоф - имя Ему (Ам 4:13). Но мы ищем природу, с которой, а не с чем-либо другим, связана самобытность. А имя сущность, действительно, принадлежит собственно Богу и всецело Ему одному, а не кому-либо прежде и после Него, потому что она и не была и не будет ограничена или отделена.

    О Сыне.