• 3.

    всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте

    Итак, с кем же нужно поддерживать общение? С праведными, что аллегорически выражено так: Всякий скот, у которого раздвоены копыта и который жует жвачку. Двукопытной называется здесь сохраняющая равновесие праведность, жующая собственную пищу праведности — Логос, снаружи входящий, точно так же вместе с пищей через назидание, изнутри же посылаемый наверх, словно из чрева разума, в разумное напоминание. Праведный жует духовную пищу, имея в устах Логос. Но, без сомнения, праведность двукопытна, поскольку она и здесь освящает, и вводит в будущий век.

    Педагог.

  • 4.

    Ст. 4-13 только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта: верблюда, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас; и тушканчика, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас, и зайца, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас; и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас; мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас. Из всех животных, которые в воде, ешьте сих: у которых есть перья и чешуя в воде, в морях ли, или реках, тех ешьте; а все те, у которых нет перьев и чешуи, в морях ли, или реках, из всех плавающих в водах и из всего живущего в водах, скверны для вас; они должны быть скверны для вас: мяса их не ешьте и трупов их гнушайтесь; все животные, у которых нет перьев и чешуи в воде, скверны для вас. Из птиц же гнушайтесь сих: орла, грифа и морского орла

    Несметное количество различных родов пищи Педагог запретил иудеям через Моисея. Объявлены им были и основания этого: отчасти сокровенные, духовные, отчасти же явные, плотские; в последние они до сих пор еще верят. Воспрещено было одними из этих законов употребление в пищу животных, не имеющих раздвоенного копыта; другими - животных, не отрыгивающих жвачки; из водных животных - тех, которые не имеют чешуи; так что число животных, которых они могли употреблять себе в пищу, было весьма ограничено. Но и из этого числа они не могли употреблять в пищу околевшее, принесенное идолам в жертву, задушенное: этого им запрещалось даже касаться. Поскольку невозможно, чтобы выработавший привычку к потакающим чувственности кушаньям отказался от употребления их, то Логос противополагает этому иной образ жизни, неослабно стараясь противодействовать самому зарождению этой глубокой и кипучей склонности к удовольствиям.

    Педагог.

  • 5.

    и тушканчика, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас

    См. Толкование на (Лев 11:4)

  • 6.

    и зайца, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас

    См. Толкование на (Лев 11:4)

  • 7.

    и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас

    Свинья обозначает любовь к наслаждениям, нечистую страсть к пище, похотливость и грязную разнузданность. Она всегда ощущает плотской зуд и валяется в грязи, накапливая жир для того, чтобы быть зарезанной.

    Строматы.


    Божественная премудрость Педагога называет через Моисея общение с людьми дурными свинством, почему и запрещено древнему народу употребление свинины в пищу. Этим показывается, что для признающих Бога недозволительно вращаться между людьми нечестивыми, которые, подобно свиньям, предаются плотским желаниям, принимают нечистые, страсти питающие кушанья и, возбуждая чувственный зуд, со злой радостью предаются служению Афродите.

    Педагог.

    См. также Толкование на (Лев 11:4)

  • 8.

    мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас

    См. Толкование на (Лев 11:4)

  • 9.

    Из всех животных, которые в воде, ешьте сих: у которых есть перья и чешуя в воде, в морях ли, или реках, тех ешьте

    См. Толкование на (Лев 11:4)

  • 10.

    а все те, у которых нет перьев и чешуи, в морях ли, или реках, из всех плавающих в водах и из всего живущего в водах, скверны для вас

    См. Толкование на (Лев 11:4)

  • 11.

    они должны быть скверны для вас: мяса их не ешьте и трупов их гнушайтесь

    См. Толкование на (Лев 11:4)

  • 12.

    все животные, у которых нет перьев и чешуи в воде, скверны для вас

    См. Толкование на (Лев 11:4)

  • 13.

    Из птиц же гнушайтесь сих: орла, грифа и морского орла

    Но и употребление в пищу ястребов, и быстрокрылого хищника, и орлов запрещает Педагог: Не касайся тех, кто свою жизнь поддерживает хищным разбоем. Так же иносказательно Он говорит и о другом.

    Педагог.

    См. также Толкование на (Лев 11:4)