Глава 3

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 2 3
  • 1.

    Ст. 1-4 Вот те народы, которых оставил Господь, чтобы искушать ими Израильтян, всех, которые не знали о всех войнах Ханаанских, - для того только, чтобы знали и учились войне последующие роды сынов Израилевых, которые прежде не знали ее: пять владельцев Филистимских, все Хананеи, Сидоняне и Евеи, живущие на горе Ливане, от горы Ваал-Ермона до входа в Емаф. Они были оставлены, чтобы искушать ими Израильтян и узнать, повинуются ли они заповедям Господним, которые Он заповедал отцам их чрез Моисея

    Как на пользу мне, чтобы Ты ненадолго оставлял меня, дабы испытать прочность стремления моего, так же и опасно, если Ты оставишь меня надолго за заслуги мои или грехи. Никакая человеческая сила не сможет устоять в своей прочности, если останется надолго без помощи Твоей во времена испытаний, не сможет в конце концов не подчиниться власти противника, если Сам Ты, знающий силы людей и судящий наши сражения, не попустишь нам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении дашь и облегчение, так чтобы мы могли перенести (1 Кор 10:13).

    Нечто подобное, как представляется, мистически выражено в Книге Судей, когда [речь идёт] об искоренении духовных народов, противостоящих Израилю: Вот те народы, которых оставил Господь, чтобы искушать ими израильтян… для того только, чтобы знали и учились войне последующие роды сынов израилевых (Суд 3:1). И снова, немного дальше: Они были оставлены, чтобы искушать ими израильтян и узнать, повинуются ли они заповедям Господним, которые Он заповедал отцам их чрез Моисея (Суд 3:4). Нет, Бог не завидовал миру Израиля и зла им не замышлял, но знал, что им эти сражения в пользу: чтобы, подвергаясь постоянным нападениям язычников, они никогда бы не думали, что им не нужна помощь Господа. Они всё время думали бы о Нём и призывали Его, и тогда и не впали бы в застойное бездействие, и не утратили бы способность сражаться и развивать добродетели. Ведь часто безопасность и процветание низвергают тех, кого не могут одолеть невзгоды.

    Собеседования.

  • 2.

    для того только, чтобы знали и учились войне последующие роды сынов Израилевых, которые прежде не знали ее

    См. Толкование на (Суд 3:1)

  • 3.

    пять владельцев Филистимских, все Хананеи, Сидоняне и Евеи, живущие на горе Ливане, от горы Ваал-Ермона до входа в Емаф

    См. Толкование на (Суд 3:1)

  • 4.

    Они были оставлены, чтобы искушать ими Израильтян и узнать, повинуются ли они заповедям Господним, которые Он заповедал отцам их чрез Моисея

    См. Толкование на (Суд 3:1)

  • 9.

    Тогда возопили сыны Израилевы к Господу, и воздвигнул Господь спасителя сынам Израилевым, который спас их, Гофониила, сына Кеназа, младшего брата Халевова

    Мы часто находим этот вопль нужды в Священном Писании, когда читаем, что за грехи дети Израиля были преданы Господом в руки врагов их и что, переменившись от их господства и суровой жестокости, они [начинали] вопить к Господу. И Господь воздвигнул им спасителя Аода, сына Геры, сына Иеминиева, который любой рукой пользовался, как правой (Суд 3:15). И снова говорит Писание: Тогда возопили сыны Израилевы к Господу, и воздвигнул Господь спасителя сынам Израилевым, который спас их, Гофониила, сына Кеназа, младшего брата Халевова (Суд 3:9). И в псалмах говорится о них: Когда Он убивал их, они искали Его и обращались, и с раннего утра прибегали к Богу, и вспоминали, что Бог - их прибежище, и Бог Всевышний - Избавитель их (Пс 77:34). И опять же: Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он избавил их от бедствий их ((Пс 106:6), 13, 19, 28). Из этих трёх видов [призыва Господа в нужде], хотя первые два, кажется, имеют лучшее начало, мы обнаруживаем, что даже и в третьем (о котором говорит псалмопевец), хотя он представляется более низким, бывали люди, совершенные и пылающие духом, похожие на тех, которые имели превосходное начало в служении Господу и остаток своей жизни провели в похвальном рвении о духе. Сходным образом, есть многие, начинавшие прохладно и упавшие с высокой ступени, а часто и закончившие предосудительно. И так как не было для них преградой то, что они, похоже, обратились не по собственной воле, а силой необходимости, а благость Господа давала им возможность почувствовать угрызения совести, то их обращение не принесло им пользы, потому что они не стремились остаток дней прожить соответствующим образом.

    Собеседования.

  • 15.

    Ст. 15-21 И возопиша сынове Израилевы ко Господу: и воз­стави им Господь спасителя, Аода сына Гираня, сына Иемениина, мужа ободесноручна: и послаша сынове Израилевы дары рукою его еглому царю Моавлю. И сотвори себе Аод нож обоюдуостр, на пядь едину долгота его, и при­­пояса его под ризу по бедре десней сво­ей. И иде, и при­­несе дары еглому царю Моавлю: еглом же муж добротелесен бе зело. И бысть егда сконча Аод при­­нося дары, и от­сла носящих дары: и еглом обратися от­ идол иже в Галгалех. И рече Аод: слово мне есть к тебе тайно, царю. И рече еглом к нему: молчи. И от­сла от­ себе всех предстоящих пред ним. И Аод вниде к нему. Сей же седяше в горнице летней сво­ей един. И рече Аод: слово Божие мне к тебе, царю. И воста еглом со престола близ его. И бысть егда воста, и простре Аод руку левую свою, и извлече нож, иже над стегном его десным, и вонзе во чрево егломово

    Итак, это люди, которые в Священном Писании названы словом amphoterodexioi, то есть имеющие две правые руки. Аод, который пользовался любой рукой, как правой, таким описан в книге Судей. И мы сможем обладать такой способностью в духовном смысле, если благочестиво и правильно поместим по правую руку всё то, что считается благоприятным и [находящимся] по правую руку, и то, что считается неблагоприятным и [находящимся] по левую руку, чтобы всё, что выпадет нам, оказалось, словами апостола, оружием праведности. Ибо мы видим, что наш внутренний человек заключается в двух частях, а я бы сказал, в двух руках. Не может быть святого, который не имел бы то, что можно назвать левой рукой, но совершенная добродетель состоит в том, что умелым использованием он всё обращает в правую руку.

    Собеседования.

  • 16.

    Аод сделал себе меч с двумя остриями, длиною в локоть, и припоясал его под плащом своим к правому бедру

    См. Толкование на (Суд 3:15)

  • 17.

    и поднес дары Еглону, царю Моавитскому; Еглон же был человек очень тучный

    См. Толкование на (Суд 3:15)

  • 18.

    Когда поднес Аод все дары и проводил людей, принесших дары

    См. Толкование на (Суд 3:15)

  • 19.

    то сам возвратился от истуканов, которые в Галгале, и сказал: у меня есть тайное слово до тебя, царь. Он сказал: тише! И вышли от него все стоявшие при нем

    См. Толкование на (Суд 3:15)

  • 20.

    Аод вошел к нему: он сидел в прохладной горнице, которая была у него отдельно. И сказал Аод: у меня есть до тебя, слово Божие. Еглон встал со стула

    См. Толкование на (Суд 3:15)

  • 21.

    Аод простер левую руку свою и взял меч с правого бедра своего и вонзил его в чрево его

    См. Толкование на (Суд 3:15)