• 2.

    Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах

    Кого и почему напоевает Павел млеком, как младенцев? Спрашиваешь: если закон, как данный младенцам, есть нечто младенческое, то почему же и первоначальное учение о Христе опять есть младенчество, по слову Апостола: млеком вы напоих, а не брашном: ибо не у можасте? Итак, слушай: Евангельское слово, приняв от закона младенцев, не имело возможности преподать им чистое и всесовершенное ведение, во всей полноте показать открываемую в нем истину превосходящих ум тайн. Как например, представляющим в Боге и Ипостась так же, как и Сущность, единою, показать, что Сущность Божия пребывает в Единице, но открывается в Троице? Поэтому благовестие снова пользуется законом для утверждения и убеждения обучаемых им, из закона представляя свидетельства о совершенных догматах. Так Ап. Павел напоевает млеком новорожденных людей Господних, премудро обучая их совершенству младенчеством закона.

  • 18.

    Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым.

    На сказанное: аще кто мнится мудр быти, буй да бывает. Спрашивал ты, что значить сказанное Павлом: аще кто мнится мудр быти в веце сем, буй да бывает, яко да премудр будет. Посему, выслушай вкратце. Самомнение служит препятствием успеху, почему надобно истребить в себе надменность и напыщенность (а такова еллинская мудрость, в которой нет ничего твердого и постоянного), и потом уже исполняться Божественного наставления. Ибо, если не будет истреблено то, что надмевало, испортится твердая пища. А если угодно, то слово мое представит и пример. Как в теле, если скопится в чреве излишний газ, сие вредит пищеварению, так и надменность, если преградит вход слову, вредит здравию души. Самое прочное основание здравию - смиренномудрие, которому научает естество наше. Ибо оно, как прах и пепел, громко говорить о себе, из чего оно произошло, и самою действительностью смиряет гордыню страждущих высокомерием.