Глава 1

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 6 27 39 40
  • 7.

    Вопрос. Что значит, что диавол на вопрос: «Откуда ты пришел?», ответил: «Я ходил по земле, и обошел ее»?

    Ответ. Такие вещи большей частью непостижимы, однако мне доводилось слышать, что колдуны имеют в подчинении демонов, и им случается созвать в единое время заклинаниями и колдовством двадцать, а то и тридцать своих демонов для злодеяния, и каждый из них, будучи сам в стране Запада или Востока, успевает в тот же час достичь до всех и воздействовать во зло. Но если зло так успевает в миг времени достичь всех, то насколько же более добро может явиться и помочь всем призвавшим его! Но, так или иначе, большая часть подобных вещей превосходит нашу немощную силу разумения.

    Собрание рукописей типа III. Поучение 21.

  • 11.

    но посли руку Твою и коснися всех, яже имать, аще не в лице Тя благословит

    Не просто и то, что написано об Иове, как просил его себе сатана; потому что ничего не мог сделать сам собою без попущения. Что же говорит диавол Господу? Отдай его мне в руки, «аще не в лице Тя благословит»? Так и ныне и Иов тот же, и Бог тот же, и диавол тот же. В то самое время, когда Иов видел себе помощь Божию, был ревностен и горяч по благодати, просит его себе сатана и говорит Господу: „поелику помогаешь ему и защищаешь его; служит Тебе. Оставь его, и предай мне; «аще не в лице Тя благословит?»“ Наконец, как бы по тому самому, что душа утешается, благодать отступает от нее, и душа предается искушениям. Поэтому, приходит диавол, и наносит ей тысячи бедствий, безнадежность, отчаяние, лукавые помышления, и сокрушает душу, чтобы расслабить ее и соделать далекою от упования на Бога.

    8. Душа же благоразумная и в бедствиях и в скорби не теряет надежды, но владеет, чем обладала, и что ни было бы ей нанесено, среди тысячей искушений, все претерпевая, говорит: „если и умру, не оставлю Его“. И тогда-то, если человек претерпит до конца, Господь начинает препираться с сатаною: „видишь, сколько зол и скорбей причинил ты ему, и не послушался он тебя; но Мне служит, Меня боится“. Посрамляется тогда диавол, и ничего не может уже сказать. Ибо, если бы знал и об Иове, что, подвергшись искушениям, претерпит их и не уступит над собою победы, то не стал бы просить его себе, чтобы не быть посрамленным. Так и ныне посрамляется сатана претерпевающими скорби и искушения, и раскаивается в том, что ни в чем не успел. Ибо Господь начинает вещать ему такое слово: „вот, в твою отдавал его волю, попускал тебе искушать его; мог ли же ты что-нибудь сделать? послушал ли он тебя в чем либо?“

    Собрание рукописей типа II. Беседа 26.

  • 21.

    А если угодно правоту совершенной любви ко Господу узнать из святых богодухновенных Писаний; то смотри, как Иов совлекся, так сказать, всего, что имел у себя — детей, имения, скота, рабов и прочего достояния, и как он, совлекшись всего, бежал и спасал себя, даже самый хитон оставив и бросив сатане, ни словом не изрек хулы, ни сердцем, ни устами не возроптал пред Господом, а напротив того, благословлял Господа, говоря: «Господь даде: Господь отъят: яко Господеви изволися, тако бысть: буди имя Господне благословенно». Его почитали стяжавшим многое, но по испытании его Господом, оказалось, что Иов ничего не стяжал кроме единого Бога.

    Собрание рукописей типа II. Беседа 5.