- 12.
Ибо море, когда все реки впадают в него, не наполняется, так и душа, удостоившаяся войти в мир Божества Духа, не пресыщается, сколько (Бог) ни дает ей даров благодати, и сколько получает, взыскует; и сколько ни насыщается, еще желает, и сколько ни наполняется, еще чувствует недостаток, и, как некая ненаполняемая бездна, от многого духовного желания и небесной любви ненасытимой любви Христа устрояется. Она ходит по земле и на небесах с Господом по настроению имеет пребывание. Этих благ удостаиваются получить и такового преуспевания получают возрастание в душе те, кто отдают себя смиренному мудрствованию и не принимают в себе мысли возношения и важничания, но считают себя недостойными перед Богом и людьми и всегда подвизаются, как начинающие, и, таким образом уничижая и смиряя себя, удостаиваются получить эти великие блага. Как говорит Господь: «Смиряющий себя возвысится, и возвышающий себя будет смирен». Ибо ставшие причастниками какой-нибудь малой благодати и предавшие себя возвышению за то, что думают, будто они являются кем-нибудь, оскорбляют благодать Духа и лишаются того блага, которым обладают, за безумие их младенчества.
Собрание рукописей типа I. Слово 21.
<…> обогащающийся Божиею благодатью должен пребывать в великом смиренномудрии и сердечном сокрушении, почитать себя нищим и ничего неимеющим, думать: „что имею у себя, все то чужое, другой мне дал, и когда захочет, возьмет у меня“. Кто так смиряет себя пред Богом и людьми, тот может сохранить данную ему благодать, как сказано: «смиряяйся, вознесется». Будучи Божиим избранником, да осуждает он сам себя, и будучи верным, да почитает себя недостойным. Такие души благоугождают Богу и животворятся Христом.
Собрание рукописей типа II. Беседа 41.
- 26.
Прежде, до того как было явлено это таинство Духа Христова, до Его пришествия и явления, вся красота праведности была внешней: и закон, и обрезание, и очищение, и жертвы, и приношения, и служения. Но с того времени, как явилось спасительное Слово Христово и даровало Дух Святой в сердца людей, слово, написанное не чернилами (2 Кор 3:3), — с этого времени все обретается внутри: служение (стало) внутренним от чистой совести и внутренними (стали) жертвы, ибо Псалмопевец говорит: «Воздеяние руку моею — жертва вечерняя» (Пс 140:2). И вообще, (Богом) взыскуется внутренняя чистота и красота души, а таким образом и внешнее может быть подлинно чистым, как говорит Господь: «Фарисей слепой, очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их». Ибо «Кто сотворил внутреннее, сотворил и внешнее» (Лк 11:40). Ибо если раньше люди, не имея внутренней чистоты, украшались через праведность закона, (то теперь), когда душа, имея в себе истинного Христа, очистилась от мрака, намного более, (чем раньше), освящается и украшается также и тело, в полноте (своей) действительности.
Собрание рукописей типа III. Поучение 8.
<…> осуждая фарисея, вернее же – каждого из нас как слепого по внутреннему человеку и не видящего Божественных тайн, Он тоже говорит: «Фарисей слепой! Очисти прежде внутренность чаши, чтобы была чиста и внешность». Ведь старающийся о ясной чистоте того, что внутри, то есть всегда имеющий заботу об уме и о душе, конечно же заодно омоет и внешнее. Об этом прошу: не будем довольствоваться внешними нравами и формами, сделаемся храмом Божиим чистым (1 Кор 3:16), услышим увещевающего нас: »Чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными» (Фил 2:15); а непорочен тот, кто не совершает в сердце беззакония, не имеет пятна или порока или чего-либо подобного (Еф 5:27).
Собрание рукописей типа III. Поучение 28.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Прп. Макарий Великий > От Матфея святое благовествование > Глава 23