• 23.

    И пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения

    Образы чего суть в книге Исхода Моисей и Фараон,
 чего — Египет, и почему на одних наводились 
казни, а на других — нет? Кто есть губитель, что есть смерть первенцев, и почему в Писании говорится то возвести из Египта ((Лев 11:45):
 LXX), то вывести ((Исх 3:12); 6, 26; 12, 42 и т. д.: LXX)?

    Моисей есть образ благочестивых и цели, к которой они
стремятся, фараон — нечестивых и присущей им цели. 
Насколько Моисей является послушным и податливым к
 запечатлению Божиих повелений, настолько фараон расположен к обратному. [Слово] Египет, с одной из точек зрения о нем, переводится как помрачение, понимается же как век сей. Географы говорят, что Египет — самая
 низменная область на всей земле. Потому в Писании
и говорится не только «вывел», но и «возвел»: имеется 
в виду выведение идущих от пристрастия плоти к Духу,
 возведение же — возносящихся от вещественного к умственному.

    Египтяне — это все сластолюбивые и любящие мир
ское, при том, что они прекрасны телом. Израильтяне же — это все боголюбивые и ненавидящие мирское. 
Для первых вода — это кровь, а для вторых вода — [собственно] вода по природе. Ведь поскольку вода питательна и животворна, то ясно, что для всякого, кто добывает
 средства к жизни несправедливостью, хищением и лихоимством и тем самым является убийцей тех, кого притесняет, — для того водой [является] кровь. Для всякого же, кто добывает средства к жизни праведным трудом — 
для такого вода [является] водой жизни.

    Первенцы египтян умерщвляются, поскольку косяки их [дверей] не помазаны кровью агнца. Первенцы 
же суть первые порождения и помышления ума, косяки [дверей] — чувства, губитель — диавол, который через посредство чувств приковывает душу к чувственно
му и умерщвляет в ней всякое Божественное движение.
 Первенцы же израильтян сохраняются помазанием кро
вью, то есть Божественные движения ума [сохраняются]
умерщвлением чувств.

    Вопросы и затруднения.

  • 29.

    В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота

    См. Толкование на (Исх 12:23)

  • 34.

    И понес народ тесто свое, прежде нежели оно вскисло; квашни их, завязанные в одеждах их, были на плечах их

    Умозрение о сухом тесте опресноков.

    Так и народ, изведенный им из Египта и несущий завязанное в одежды тесто по пустыне, возможно, научал бегущих от чувственного и направляющихся к умопостигаемому мiру, как я думаю, что должно силу сущего в нас разума хранить чистой и нетронутой от смешения с чувственными предметами, дабы добродетелью и ведением уже отсюда стать по произволению (γνώμην) тем, чем по упованию в нетленном веке, как веруем, станут достойные.

    Амбигвы к Иоанну.