• 3.

    В городе, из которого выступила тысяча, останется сотня, а в городе, из которого выступила 
сотня, останется десяток

    Поскольку общая сумма содержит в себе четыре десятки (ибо первая десятка из единиц, сама же десятка тоже одна [десятая], но для сотни, сотня — одна [десятая]
 для тысячи, а тысяча — одна [десятая] для десяти ты
сяч) — так вот, так как число добродетели, прибывая, умножается и воспринимает прибавление, то, я по
лагаю, из чисел явствует следующее: кто так преуспел в
[исполнении] десяти заповедей, что каждая заповедь за
ключается в остальных, тот, умножив их на десять, достиг сотни и, подобно Сарре, воспринял в прибавление 
букву «р». Тот же, кто при этом преуспел и в знании — 
тот, умножив на десять сотню, достиг тысячи. Поскольку 
же и это изречено пророком в форме проклятия, то это 
означает [следующее]: достигший в добродетели уровня сотни, [если проявит] нерадение, низводится и дохо
дит до десятки. Таким же образом от сотни, [достигнутой] в делании, человек нисходит к простому соблюдению заповедей по обычаю, иначе говоря, исполняет их
 по-иудейски.

    Вопросы и затруднения.

  • 18.

    Ст. 18-19 Горе желающим дня Господня! …И он есть тьма, а не свет, то же, как если бы
 человек убежал от льва, и попался бы ему навстречу 
медведь, и если бы пришел домой и оперся руками о 
стену, и ужалила бы его змея

    День Господень есть просвещение и знание Господа. 
Всякий, кто желает воспринять знание Бога без деятельной добродетели, тот, разумеется, достоин жалости. Ведь страсти, гнев и вожделение, достают его — пытаясь 
избежать пасти льва, то есть гнева, он попадает к медведю, то есть вожделению. Затем же, теснимый этими страстями, он приходит домой, опирается руками о 
стену, и змея жалит его. Дом есть душа, а стена — тело, и всякий раз как он находит опору деятельных сил 
души в телесном удовольствии, то выходит наслажде
ние — ведь это и есть змея — и жалит его. Наслажде
ние жалит несчастную душу, вползая в каждое чувство 
тела, будто в щель. Так вот, для того, кто столь немощен
 очами души, солнце знания есть тьма и ослепление.

    Вопросы и затруднения.

  • 19.

    то же, как если бы кто убежал от льва, и попался бы ему навстречу медведь, или если бы пришел домой и оперся рукою о стену, и змея ужалила бы его

    См. Толкование на (Ам 5:18)