Глава 3

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 3
  • 3.

    Покры небеса добродетель Его, то есть здесь говорится о том, что и сама праведность по человечеству Господа, [проявляемая] через плоть, своим превосходством и преизобилием покрыла и горние Силы. Ведь Он был не просто человек, но Бог, вочеловечившийся для того, чтобы через Себя и в Себе обновить естество человеков, само по себе уже состарившееся, и соделать его общником Божиего естества. При этом, разумеется, [человеческое] естество отложило всякое тление и изменение, благодаря которым оно, уподобившись скотам, имело чувство, подавляющее разум.

    Вопросоответы к Фалассию.

  • 11.

    Что означают [слова]: Поднялось солнце и луна встала на месте своем?

    Всякий раз, когда в нас, вследствие добрых дел и истинного знания, восходит Солнце справедливости — тогда
 луна встает на месте своем, то есть наше естество, подверженное изменению и искажению, обретает устойчивый порядок.

    Вопросы и затруднения.

  • 15.

    И великий пророк Аввакум, глаголя с помощью Духа, сравнивает с конями великих Апостолов: И навел eси на море кони твоя, смущающыя воды многи. «Конями» он называет святых и блаженных Апостолов, несущих пред лицом народов и царей спасительное учение Истины, распространяя его по всему миру, который (пророк] образно именует «морем». А народы он сравнивает с водами, приведенными в смятение и волнение великой силой Духа, [заключенной] в учении [Христовом]; благодаря такому спасительному потрясению [народы] переходят от неверия к вере, от неведения к познанию [Истины] и от порока к добродетели.

    Вопросоответы к Фалассию.

  • 17.

    Что означают слова в песни Аввакума: исчезли овцы от пищи, и нет быков в яслях?

    Овцы суть мысли и движения ума, быки — духовное 
учение, а ясли — бесстрастие [, достигаемое] в соответ
ствии с деланием, в отсутствие которого исчезает и духовное учение. Когда же [духовное учение] исчезает, то 
вместе с ним, естественно, исчезают мысли и движения,
 созидаемые в уме посредством него — ведь душа по при
чине глада слова (Амос 8:11) нисходит к житейским де
лам.

    Или иначе: словесные овцы исчезли, ибо не питались 
духовной пищей учения — ведь в яслях Церкви не было
 духовных быков, то есть учителей.

    Вопросы и затруднения.