Глава 19

  • 15.

    Ирод задерживается на логосе плотского образа мыслей, Пилат - на логосе чувственных вещей, иудеи - на логосе душевных помыслов. Когда душа, вследствие неведения, прилепляется к чувственным вещам, она предает [Бога] Слово на смерть, в самой себе решив исповедовать царство тления. Ибо иудей говорит: Нет у нас царя кроме кесаря.

    Ирод задерживается на том месте, где осуществляются страсти; Пилат — на месте ложного навыка в них; кесарь — на месте миродержца тьмы, а иудеи — на месте души. Стало быть, когда душа подчиняется страстям, она предает добродетель в руки порочного навыка, явно отказывается от Царства Божия и идет к губительной тирании диавола.

    Главы о богословии.

  • 18.

    там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса

    Какова причина того, что Господь умер прежде разбойников, и что означают
разбойники и раздробление голеней?

    Поскольку Господь наш Иисус Христос, Бог по приро
де, восприняв нашу плоть, поистине стал Единственным Человеком — Единственным, Который сохранил в
Себе [неизменной] цель Божию, о которой [Бог] сказал: 
Сотворим человека по образу Нашему и подобию (Быт 1:26) — и, как первый человек, был создан Божественными
 руками — потому, претерпевая смерть за него, Господь 
один и первый предал душу в руки Отчие. И подобно тому как Он был и стал единородным и первородным между многими братиями (Рим 8:29), так Он согласился
 единственным и первым претерпеть смерть — губительницу смерти, дабы стать первенцем из мертвых и Само
му иметь во всем первенство (Кол 1:18).

    Разбойники понимаются как наше естество, разделяе
мое на праведников и грешников. Раздробление же голе
ней являет, что среди умирающих людей ты не найдешь 
ни одного без заблуждения и сокрушения греха — Один 
Господь умер здравым и без какого-либо греха. В отношении же каждого человека разбойники понимаются 
множеством способов: ведь понимаются они и как душа 
и тело, и как плотское и духовное мудрование, а также 
и как гнев и вожделение, и как мир чувственный и мир
умственный, и как Закон писаный и Закон благодати.
 Поскольку же, когда мы грешим или поступаем праведно, Логос всегда нисходит и среди нас распинается, то
 всякий раз как мы посредством злодеяния или невежества делаем Логос бездействующим и клонящимся долу,
 бесы, тотчас же набросившись, сокрушают наши силы
 души ходящие и переходящие [через чувственное].

    Вопросы и затруднения.

  • 20.

    и бе написано еврейски, гречески, римски

    Надпись, которая начертывала обвинение, предъявленное Спасителю, ясно показала, что Господь есть Царь деятельного, естественного и богословского любомудрия. Ибо, как говорит [святой Евангелист Иоанн], она была написана по-римски, по-гречески и по-еврейски. Я думаю, что “по-римски” подразумевает деятельное [любомудрие], ибо Римское царство, как то определил [пророк] Даниил ((Дан 2:36)—45), есть наиболее мужественное из всех земных царств, а мужество, более чем что-либо другое, свойственно деятельному [любомудрию]. А “по-гречески” [означает] естественное созерцание, ибо, по сравнению с прочими народами, эллины более других посвящали себя естественному любомудрию. Наконец, “по-еврейски” означает богословское тайноводство, поскольку народ сей от пращуров своих изначала явно посвящал [себя служению] Богу.

    Главы о богословии.

  • 23.

    Ст. 23-24 Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак, сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет: да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собой и об одежде Моей бросали жребий

    Вопрос. Как Господь заповедовал ученикам не приобретать двух одежд ((Мф 10:10); (Мк 6:9); (Лк 9:3)), а Сам имел пять, по святому евангелисту Иоанну?

    Ответ. Спаситель не имел пяти хитонов, но один только, который на теле, и [еще] верхнюю одежду; из этих одеяний исподнее, что на теле, называют хитоном, а верхнюю одежду - плащем. Впрочем, великий евангелист Иоанн посредством [Святого] Духа таинственно преподал [здесь] в историческом повествовании неизреченную тайну [духовного] созерцания, чтобы с помощью повествуемого возвести наш ум к истине умопостигаемого. Целиком сотканный сверху хитон Спасителя, который не растерзали распинатели, хотя им и позволили это сделать, есть взаимная и непространственная связь и сплетение добродетелей - сей приличествующий покров для Слова, [сотканный] совместно [всеми] нами, или же благодать нового по Христу человека, сплетенная свыше Духом. Верхняя же одежда есть чувственный мир, разделяемый четырьмя стихиями; его, как четыре одежды, делят распинающие духовно в нас Господа. Итак, бесы делят себе по частям видимую тварь, [состоящую из] четырех стихий, приуготовляя нас зрить [ее только] чувством для возбуждения страсти, не ведая содержащихся в ней божественных логосов. Что же касается до хитона добродетелей, то хотя [бесы] и совлекают его с нас вследствие неделания [нами] добра, однако они не могут [нас] убедить в том, что добродетель есть зло.

    Поэтому не будем делать поводом для своего корыстолюбия пять одежд Спасителя, но познаем, каково в данном случае намерение Писания, и как в нас, при нашем нерадении к добру, распинается Господь, и как Он обнажается в силу нашего неделания добра, а бесы для служения через нас страстям делят, словно одежды [Его], тварь Его. [Познав всё это], станем незыблемыми стражами дарованных нам от Бога благ, будем с внутренним благородством созерцать тварь только для прославления Его и будем, через прилежание к добрым делам, сохранять в неприкосновенности хитон Слова ведения - я подразумеваю добродетели.

    Если же, помимо сказанного, вы пожелаете понимать под сверху сотканным хитоном мир бестелесных и умопостигаемых сущностей, а под верхней одеждой, которую Писание разделило на четыре части, как на стихии, мыслить природу, то вы не погрешите против истины. Из этих двух миров тело [бесы] разрушили тлением, получив силу против нас в преступлении закона заповеди, но душу, как сродную горнему миру, они не растерзали.

    Вопросоответы к Фалассию.

  • 24.

    Реша же к себе: не предерем его, но метнем жребия о нем, кому будет: да сбудется Писание, глаголющее: разделиша ризы Моя себе и о иматисме Моей меташа жребия. Воини убо сия сотвориша

    См. Толкование на (Ин 19:23)

  • 32.

    Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним

    См. Толкование на (Ин 19:18)

  • 33.

    Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней

    См. Толкование на (Ин 19:18)