• 5.

    Ст. 5-6 И возьми пшеничной муки и испеки из нее двенадцать хлебов; в каждом хлебе должны быть две десятых ефы; и положи их в два ряда, по шести в ряд, на чистом столе пред Господом

    Двенадцать хлебов на столе скинии суть двенадцать апостолов, и все, следующие их учению в Церкви, которые как бы до исполнения времен не перестают укреплять народ Божий словесной пищей, как двенадцать хлебов предложения никогда не сходят с трапезы Господней. Точно так же предписано, чтобы хлебы были не из какой угодно муки, а из беспримесной, поскольку очевидно, что проповедующие слово жизни другим в первую очередь должны сами являть плоды добродетели и, убеждая в проповеди, подтверждать ее в исполнении, уподобляясь Тому, Кто о Самом Себе сказал: Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно (Ин 12:24). Правильно также предписано положить хлебы на столе по шесть в два ряда - разумеется, в знак согласия, то есть любви и общения, ведь и Господь послал учеников на проповедь по два, имея в виду, что святые учители Церкви никогда не разногласят друг с другом либо из-за любви, либо из-за прочной уверенности в истине.

    Прежде всего очевидно, что самим числом двенадцать хлебов преобразуется круг апостолов, которых Господь, явившись во плоти, избрал первыми и через их служение дал всем народам пищу жизни. Потому что, когда люди мучились голодом в пустыне, Он сказал Своим ученикам и нашим апостолам: вы дайте им есть (Мф 14:16), и, когда от пяти хлебов насытились пять тысяч, собрали двенадцать корзин кусков, поскольку, без сомнения, дело апостолов и мужей апостольских - собрать те таинства Писания, которые не может вместить народ.

    О скинии.

  • 6.

    и положи их в два ряда, по шести в ряд, на чистом столе пред Господом

    См. Толкование на (Лев 24:5)

  • 7.

    и положи на каждый ряд чистого ливана, и будет это при хлебе, в память, в жертву Господу

    А то, что полагается поверх хлебов чистейший ливан, означает дар молитвы, поскольку те же самые учителя совершают для Господа служение своими проповедями и благочестием дела. Действительно, в пользу того, что молитва обозначается ливаном, говорится у Псалмопевца, который восклицает: Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое (Пс 140:2). И чистейший ливан поверх хлебов полагается в воспоминание приношения Господа, когда к благочестивому деянию святых и их учению добавляется чистая молитва, которая, соединившись с этими двумя по обычаю, всегда пред лице Высшего Судии являлась, памятуя о святом приношении.

    О скинии.

  • 8.

    в каждый день субботы постоянно должно полагать их пред Господом от сынов Израилевых: это завет вечный

    Прекрасно также предписано, что в каждый день субботы должно предлагать хлебы пред Господом, ибо хлебы, которые лежали на столе в течение шести дней служения, заменяются новыми в субботу, когда учители святой Церкви по исполнении времени своего святого служения вознаграждаются вечным покоем на небесах и оставляют по себе других на совершение того же служения слова в надежде на такое же воздаяние. Так устрояется стол Господень, что никогда не остается без хлеба, и лишь исчезает один хлеб, как другой хлеб занимает его место, и, пока служители слова наследуют один другому по порядку, никогда не исчезнут из Церкви те, кто являет словами и делами либо веру апостольского благочестия, либо чистоту апостольских деяний. И всегда пребывают прекраснейшие слова, каковыми хвалится и сама эта Церковь: Вместо отцов Твоих, будут сыновья Твои; Ты поставишь их князьями по всей земле (Пс 44:17), - как если бы другими словами говорилось к скинии Господней: вместо Твоих старых хлебов Тебе полагаются новые; положи их верным в обновление духовных сердец по всей земле.

    О скинии.

  • 9.

    они будут принадлежать Аарону и сынам его, которые будут есть их на святом месте, ибо это великая святыня для них из жертв Господних: это постановление вечное

    И что добавлено в заключение: будут принадлежать Аарону и сынам его, - можно понять эту тайну двояко. Ибо воистину Аарон со своими сыновьями потребляет святые хлебы, взятые со стола скинии, как наш Высший Священник взятых из этой жизни вводит избранниками в приращение Своего Тела, сущего на небесах, которое заключается в высшей совокупности Его избранных. Или эти хлебы действительно принадлежат Аарону и сынам его, поскольку начальники и подчиненные им в Господе примерами прошлых отцов народа укрепляются к жизни вечной.

    О скинии.