Глава 5

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 5 6 10
  • 6.

    итак прикажи нарубить для меня кедров с Ливана; и вот, рабы мои будут вместе с твоими рабами, и я буду давать тебе плату за рабов твоих, какую ты назначишь; ибо ты знаешь, что у нас нет людей, которые умели бы рубить дерева так, как Сидоняне.

    Итак, рабы Хирама, которые рубят ливанские кедры для Соломона, - это избранные из язычников учители, и задача их - срубать тех, кто наслаждаются делами и славой сего мира, исправляя их гордость и надменность и обращая устремления их к послушанию своему Искупителю. Вот, вместе с этими рабами были и другие, рабы Соломона, и вместе они исправляли надлежащую работу, потому что учители из язычников сами нуждались в апостолах, получивших наставление в слове веры, дабы они, случись им учить без наставников, не оказались учителями заблуждений. Ведь причиной тому, что Соломон хотел, чтобы рабы Хирама рубили для него дерева ливанские, было [то обстоятельство], что в этом деле они были опытнее его собственных рабов. А причиной, по которой он желал, чтобы и его рабы тоже находились там, было то, что они могли указать рубщикам, какой длины должны быть брёвна. Символическое значение этого очевидно, а именно: апостолы лучше знали, как проповедовать другим слово Евангелия, которое они удостоились услышать от Господа; язычники же, обратившись от заблуждений и придя в согласие с истиной Евангелия, лучше знали существо заблуждений язычников, а чем вернее знание, тем более умело они учились противостоять ошибкам и опровергать их. Действительно, Павел лучше знал таинство Евангелия, которое он постиг через откровение, но Дионисий обладал большей способностью опровергать лжеучения Афин, потому что с малых лет он знал силлогизмы, заблуждения и доводы [афинян]. С таким объяснением в полном соответствии находится следующее утверждение: Ибо ты знаешь, что у нас нет людей, которые умели бы рубить дерева так, как Сидоняне. Ведь когда Господь учил во плоти, среди народа Иудеев не было никого, кто бы так хорошо знал, как опровергать заблуждения язычников, [но это знали] обратившиеся в веру язычники и те, которые стали христианами. Сидоняне и тиряне уместно взяты как образ язычников, так как эти народы и были язычниками.

    О храме.

  • 13.

    И обложил царь Соломон повинностью весь Израиль; повинность же состояла в тридцати тысячах человек.

    Прежде всего здесь нужно заметить, что не просто так Соломон призвал работников со всего Израиля и что не было такой части народа, из которой не призывались бы достойные столь великого дела, потому что священники теперь, конечно же, избираться должны не только из рода Аарона; напротив, со всей Церкви нужно собирать людей, которые, будь то примером или словом, способны воздвигать дом Господень, и где бы они не отыскивались, их нужно выдвигать на служение учительства без всякого лицеприятия. Когда же такие люди назначаются для наставления неверующих и призываемых в сообщество Церкви, то они, как деятельные и подготовленные мужи, словно бы направляются в Ливан рубить материал для храма. В самом деле, число в тридцать тысяч (столько насчитывалось рубщиков леса) уместно образно приложить к тем, кто совершенны в вере во Святую Троицу, что наиболее подходяще для учителей.

    О храме.

  • 17.

    И повелел царь привозить камни большие, камни дорогие, для основания дома, камни обделанные.

    Кажется, вполне будет согласно празднику, если мы вспомним кое-что о сооружении храма и исследуем, насколько его украшения соответствуют значению Церкви. Писание говорит, как Соломон повелел привозить камни большие, камни дорогие, для основания дома, камни обделанные. Эти большие и дорогие камни, положенные в основание и на которых удерживалось всё здание храма, подразумевают превосходных учителей святой Церкви: большие в силу выдающихся их заслуг, дорогие в силу сияния знамений, которые [люди], слышавшие слово от Самого Господа, произвели своей проповедью в устройстве растущей Церкви.

    Гомилии на Евангелия.

  • 18.

    Обтесывали же их работники Соломоновы и работники Хирамовы и Гивлитяне, и приготовляли дерева и камни для строения дома.

    Далее работники из Библа, то есть Гивлитяне, обрабатывали древесину и камни для строительства храма. Библ - это город в Финикии, который упоминает Иезекииль, говоря: Свои знатоки были у тебя, Тир; они были у тебя кормчими. Старшие из Гевала и знатоки его были у тебя (Иез 27:8). По-еврейски название города пишется как Говел или Гевал, что значит «определяющий» или «ограничивающий». Это слово очень подходит для тех, кто приготовляют сердца людей к духовному созиданию, которое складывается из добродетелей души. Ибо только тогда они способны учить своих слушателей вере и делам праведности, когда прежде сами наставлены священными страницами [Писания], тщательно научены чёткому определению истины в том, какой веры нужно держаться и по какому пути добродетели должно идти. Ибо тот, кто не знает определённо, что такое кафолическая вера, напрасно присваивает себе обязанности учителя, а те, кто пытаются учить других правилу, которое сами не усвоили, не святилище сооружают для Господа, а сами себя погребают.

    О храме.