Глава 1

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2
  • 1.

    Ст. 1-4 Во второе лѣто, при Даріи царѣ, въ шестый мѣсяцъ, въ первый мѣсяца, бысть слово Господне рукою Аггеа Пророка, глаголя. До плѣненія, Пророки падписывали годы царей Іудиныхъ и Израилевыхъ, по возвращеніи же изъ плѣна, поелику у Іудеевъ не было уже своихъ царей, божественный Аггей выставляетъ годъ царя персидскаго, и упоминаетъ не только годъ, но и мѣсяцъ и день, желая показать не только скорость построенія, но и богатство щедротъ, съ какимъ Богъ всяческихъ даетъ благословеніе Свое созидающимъ. Ибо вскорѣ за симъ повелѣваетъ Іудеямъ сдѣлать сравненіе, чтó было у нихъ до построенія, и чтó оказалось по окончаніи онаго, и на опытѣ дознать, въ какомъ недостаткѣ всего необходимаго находились они, отлагая попеченіе о храмѣ, и сколько всякаго добра стали имѣть у себя, приложивъ стараніе о построеніи храма. Сказанное же: рукою Пророка, будемъ понимать: чрезъ Аггея.

    Рцы къ Зоровавелю Салаѳіилеву, отъ колѣна Іудова, и ко Іисусу сыну Іоседекову, іерею великому, глаголя: Сице глаголетъ Господь Вседержитель: людіе сіи глаголютъ: не пріиде время создати храмъ Господень. И бысть слово Господне рукою Аггеа Пророка, глаголя: Аще время убо вамъ есть жити въ домѣхъ вашихъ истесанныхъ, храмъ же сей запустѣ? Іереемъ великимъ божественному Писанію обычно называть архіерея. Посему, когда Іисусъ былъ архіереемъ и Зоровавель народоправителемъ, Богъ предъ ними, какъ бы предъ нѣкіими судіями, обвиняетъ народъ чрезъ Пророка, и говоритъ: смотрите, сколько самаго усильнаго попеченія прилагаютъ они о домахъ своихъ, не только строятъ, но и украшаютъ ихъ, а дóма Божія, ради Котораго всѣ они участвуютъ въ общемъ ихъ спасеніи, не хотятъ строить, утверждая, что время не благопріятствуетъ созиданію.

  • 2.

    сице глаголет Господь вседержитель глаголя: людие сии глаголют: не прииде время создати храм Господень.

    См. Толкование на (Аг 1:1)

  • 3.

    И бысть слово Господне рукою аггеа пророка глаголя:

    См. Толкование на (Аг 1:1)

  • 4.

    аще время убо вам есть жити в домех ваших истесаных, храм же мой сей запусте?

    См. Толкование на (Аг 1:1)

  • 5.

    И нынѣ сице глаголетъ Господь Вседержитель: устройте сердца ваша въ пути ваши. Водитесь здравымъ помысломъ, будьте судіями своихъ начинаній, и дознайте, сколько разности между ревностію о божественномъ и нерадѣніемъ. Потомъ говоритъ, что, расточая много сѣмянъ, собирали они весьма мало плодовъ, отъ чего всегда терпятъ голодъ и жажду, и никогда не насыщаются, но живутъ въ нищетѣ и бѣдствуютъ, такъ что не имѣютъ у себя и небоходимой одежды. Ибо говоритъ Пророкъ:

  • 6.

    Облекостеся, и не согрѣстеся въ нихъ: и собираяй мзды, собра во влагалище дираво. Кромѣ самихъ владѣльцевъ, живущіе трудами рукъ своихъ, обыкши брать плату и сберегать добытое трудомъ, расточая собираемое, ни малой пользы не получали отъ многихъ трудовъ своихъ. Потомъ снова повелѣваетъ Богъ водиться цѣломудреннымъ помысломъ, предпочесть всему попеченіе о Божіемъ храмѣ, идти на вершины горъ, осѣненныхъ лѣсомъ, и рубить дерева пригодныя для строенія, обѣщая имъ содѣйствовать и содѣлать ихъ славными. Напоминаетъ же имъ о прежней скудости, чтобы знали они, какая награда бываетъ за нерадивость.

  • 9.

    Ст. 9-11 Призрѣсте на многа, и быша мала, и внесосте я въ храмъ, и отдунухъ я. Ожидая пожать много плодовъ, обманулись вы въ надеждѣ, собравъ не много, и тѣмъ не воспользовались; потому что разсыпалъ Я это изъ самыхъ влагалищъ.

    Сего ради глаголетъ Господь Вседержитель: зане храмъ Мой есть пустъ, вы же течете кійждо въ домъ свой; Сего ради удержится небо отъ росы, и земля оскудитъ изношенія своя. И наведу мечь на землю, и на горы, и на пшеницу, и на елей, и на вся, елика износитъ земля: и на человѣка, и на скоты, и на вся труды рукъ ихъ. Какъ вы не радите о служеніи Мнѣ, и много прилагаете заботъ о своихъ домахъ; такъ и Я воспрещу облакамъ орошать землю, и землѣ повелю стать безплодною; карательную же силу, какъ нѣкій мечь, обращу не на плоды только земные, но и на воздѣлывающихъ землю людей; съ ними понесетъ наказаніе и скотъ ихъ, созданный имъ на служеніе. Богъ всяческихъ угрожаетъ содѣлать это за нерадѣніе о домѣ Божіемъ, не потому что имѣетъ въ немъ нужду (Творецъ всѣхъ вещей не имѣетъ нужды и въ небѣ, создалъ же все по единому человѣколюбію); но о нихъ самихъ радѣя, о спасеніи ихъ промышляя, повелѣваетъ, чтобы созданъ былъ храмъ, чтобы они, во храмѣ исполняя законъ, и извлекали изъ сего пользу, и совершали законное богослуженіе, пока, по слову Апостола, не придетъ Наслѣдникъ (Рим 8:17). Ибо, по вочеловѣченіи нашего Спасителя, съ явленіемъ новаго завѣта, пріялъ конецъ завѣтъ ветхій, и законъ пѣстунъ (Гал 2:2), указавъ намъ премудраго Учителя, уступилъ Ему мѣсто; потому что состоявшіе подъ его пѣстунствомъ не стали уже имѣть нужду въ первоначальномъ его водительствѣ. Но возвратимся къ слѣдующему по порядку въ семъ пророчествѣ. Зоровавель, первосвященникъ Іисусъ и пасомый ими народъ, выслушавъ сіи угрозы, исполнились страха, и повиновались изреченному Пророкомъ. Человѣколюбивый же Владыка, увидѣвъ ихъ благопокорность, немедленно взываетъ чрезъ Пророка:

  • 10.

    сего ради удержится небо от росы, и земля оскудит изношения сво

    См. Толкование на (Аг 1:9)

  • 11.

    и наведу мечь на землю и на горы, и на пшеницу и на вино и на елей, и на вся, елика износит земля, и на человеки и на скоты и на вся труды рук их.

    См. Толкование на (Аг 1:9)

  • 13.

    Азъ есмь съ вами, глаголетъ Господь. Не теряйте мужества, потому что Я — вашъ содѣйственникъ и помощникъ.