Глава 2

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 2 3 5 22 24 25
  • 7.

    И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою

    Для начала… заявим о том, что душа сотворена из дыхания Божиего, а не из материи. Мы опираемся на неоспоримое свидетельство Божественного откровения: И вдунул [Господь] в лице его [человека] дыхание жизни, и стал человек душею живою, то есть живым от дыхания Бога. И не стоит более возвращаться к этому.

    …Ты читаешь о том, что к Иеремии также был глас Божий: Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя (Иер 1:5). Если Бог образует нас во чреве, то изначально Он вложил в нас форму: И создал Господь Бог человека… и вдунул в лице его дыхание жизни (Быт 2:7). Бог, познавая человека в утробе, познает его целиком, и освящает тебя еще до того, как ты выйдешь на свет.

    О душе.

  • 18.

    И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему

    Благость рекла; Благость создала из праха субстанцию плоти, извлекла из единой материи столько свойств; Благость вдохнула душу - живую, не мертвую; Благость поставила человека пользоваться и править всеми вещами и дать им имена. Благость и большие наслаждения дала человеку: чтобы он, овладев всей землей, пребывал в приятнейшем месте и был перенесен в рай, то есть из мира в Церковь. Та же Благость сотворила и помощника человеку, чтобы не было ничего неблагого. Ибо не хорошо быть человеку одному. Он знал, что пол Марии будет на благо человеку, а потом - и Церкви.

    Против Маркиона.

  • 21.

    И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию

    Здесь высказано христианское суждение о сне как о привходящем состоянии и о неразумном движении души, которую мы считаем всегда занятой и находящейся в непрестанном движении, что служит знаком ее божественности и бессмертия. Итак, когда тела погружаются в покой, который для них наслаждение, тогда оставшаяся в бездействии душа не довольствуется чуждым ей покоем, но в отсутствие занятия для телесных членов находит для себя собственное занятие.

    Представь себе гладиатора без оружия или возницу без колесницы, которые совершают движения, характерные для их искусства: делают выпады, как бы вступают в состязание, - но все это лишь напрасные телодвижения. И тем не менее кажется, что с ними происходит то, чего не происходит: ибо с точки зрения действия происходит, а с точки зрения результата - нет. Эту силу мы называем «экстазом» - исступлением чувств, подобным безумию. Так и в начальные времена сон явился вместе с экстазом: И навел Бог экстаз на Адама, и тот уснул. Сон погружает тело в покой, экстаз же не дает душе успокоиться. И с тех пор в естественной форме сна покой смешивается с экстазом.

    О душе.

  • 22.

    И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку

    См. Толкование на (Быт 2:21)