- 9.
Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое
После этого мы говорим: Да святится имя Твое, не потому, что мы желаем Богу святиться нашими молитвами, но потому, что просим у Него, чтобы Его имя святилось в нас. Ибо от кого же освятится Бог, Который Сам освящает? Но потому, что Он Сам сказал: Будьте святы, ибо Я свят (Лев 20:7), мы просим и молим, чтобы освященные в крещении мы продолжали быть такими, какими начали. И об этом молимся ежедневно, ибо мы нуждаемся в ежедневном освящении, чтобы непрестанным освящением очистить грехи, которые ежедневно совершаем.
О Молитве Господней.
- 10.
да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе
Мы просим о пришествии к нам Царства Божия, так же как молим Бога, чтобы в нас святилось Его имя. Ибо когда же Бог не царствует или когда положить начало Его [Царства], которое всегда было при Нем и не перестает быть? Мы просим пришествия нашего царства, обещанного нам Богом, приобретенного кровью и страданием Христовым, чтобы нам, послужившим в этом веке, царствовать потом со Владыкою Христом, как и Сам Он обещает, говоря: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф 25:34). Царством же Божиим, возлюбленнейшие братья, может быть и Сам Христос, и мы ежедневно жаждем Его пришествия и просим, чтобы Он вскоре явил нам Свое пришествие. Ведь как Он есть наше воскресение, потому что в Нем мы воскресаем, так Его можно понимать под Царством Божиим, потому что мы будем царствовать в Нем.
О Молитве Господней.
- 11.
хлеб наш насущный дай нам на сей день
Это можно понимать как в духовном, так и в простом смысле, потому что и то, и другое понимание, по Божественному дарованию, [равно] благоприятствует спасению. Христос есть хлеб жизни, и этот хлеб не всех, но только наш. Как мы говорим: Отче наш, потому что [Бог] есть Отец познающих Его и верующих, так и Христа называем нашим хлебом, потому что Он есть хлеб тех, которые прикасаются к Его Телу. И мы ежедневно просим, чтобы нам был дан этот хлеб, и мы, пребывая во Христе и ежедневно принимая Его Евхаристию в пищу спасения, будучи, по какому-либо тяжкому греху, отлучены от приобщения и лишены небесного хлеба, не отделились от Тела Христова, поскольку Сам Господь проповедует и говорит: Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира (Ин 6:51).
О Молитве Господней.
- 12.
и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим
Сколь необходимо, сколь прозорливо и спасительно нам напоминается, что мы - грешники, и мы побуждаемся к молению о [прощении] грехов, чтобы, испрашивая милости у Бога, дух приходил в самосознание! И дабы никто не умилялся своей будто бы невинностью и не погиб из-за высокомерия, человеку дается напоминание и наставление, что он ежедневно грешит, и повелевается ежедневно молиться о грехах. О том же учит в своем послании Иоанн, говоря: Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши (1 Ин 1:8-9). В своем Послании он охватил и то, что мы должны просить [прощения] за грехи, и то, что получим его, если будем просить. Поэтому он назвал Господа верным, то есть верно исполняющим Свое обещание отпускать грехи, поскольку Научивший нас молиться о наших долгах и грехах обещал нам милосердие Отца и следующее за тем прощение. К этому Господь ясно добавил и присоединил закон, ограничивающий нас известным условием и обетом, по которому мы должны просить, чтобы нам были оставлены долги так, как и мы оставляем нашим должникам, зная, что мы не можем получить отпущение грехов, если мы не сделаем того же относительно наших должников. Поэтому и в другом месте Он говорит: Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить (Мф 7:2). И раб, который не захотел простить своему товарищу тогда, как господин простил ему самому весь долг, был заключен в темницу, ибо утратил оказанную ему Господом милость, потому что не захотел оказать товарищу милости.
О Молитве Господней.
- 13.
и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь
После всего, в конце молитвы, следует заключение, кратко выражающее все наши мольбы и прошения. В конце мы говорим: Но избави нас от лукавого, понимая под этим всякие беды, которые враг замышляет в этом мире против нас и от которых у нас будет верная и надежная защита, если Бог избавит нас от них, если, по нашему прошению и молению, Он дарует нам Свою помощь. Когда же мы говорим: Избави нас от лукавого, уже не о чем больше просить, когда мы просим сразу покровительства Божия против лукавого, а получив такое покровительство, мы в безопасности и защищены от всех козней дьявола и мира. В самом деле, чего бояться от этого века тому, кому в этом веке защитник Бог?
О Молитве Господней.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Свт. Киприан Карфагенский > От Матфея святое благовествование > Глава 6
Глава 6
< предыдущая глава следующая глава >
Глава 6
Глава 6