- 13.
Ст. 13-16 В день той вниде Ное, Сим, Хам, Иафеф, сынове Ноевы, и жена Ноева, и три жены сынов его с ним в ковчег. И вси зверие земнии по роду, и вси скоти по роду, и всякий гад движущийся на земли по роду, и всякая птица пернатая по роду своему, внидоша к Ною в ковчег два два, мужеский пол и женский, от всякия плоти, в нейже есть дух животный: и входящая мужеский пол и женский от всякия плоти, внидоша к Ною в ковчег, якоже заповеда Господь Бог Ною: и затвори Господь Бог ковчег отвне его
…Когда мой Бог говорит: отошел Бог от Авраама, или: говорил Бог к Моисею, или: сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие, или: Бог затворил ковчег Ноя извне, то вы не должны думать, будто Сам нерожденный Бог сходил или восходил с какого-нибудь места. Ибо неизреченный Отец и Господь всего не приходит в какое-либо место, не ходит, не спит и не встает, но пребывает в Своей стране, какая бы она ни была, ясно видит и слышит, не глазами или ушами, но неизглаголанною силою, так что Он все видит и все знает, и никто из нас не скрыт от Него. Он недвижим и необъемлем каким-либо местом, ни даже целым миром, потому что Он существовал прежде, нежели сотворен мир.
Как же Он мог бы говорить с кем-нибудь, или быть видимым кому-нибудь, или явиться в малейшей части земли, когда народ ваш не мог смотреть на Синае даже на славу посланного от Него; и сам Моисей не мог войти в скинию, устроенную им, когда она была исполнена Божией славою; и священник не имел силы стоять пред храмом, когда Соломон внес ковчег в дом Иерусалимский, построенный им самим? Итак, ни Авраам, ни Исаак, ни Иаков, ни кто-нибудь другой не видел Отца и неизреченного Господа всего вообще и самого Христа. Но они видели Того, Который по воле Его есть и Бог Сын Его, и вместе Ангел Его по служению воле Его, - Который по определению Его должен был сделаться человеком от Девы и Который некогда сделался даже огнем из купины во время беседы с Моисеем.
Беседа с Трифоном иудеем.
- 14.
И вси зверие земнии по роду, и вси скоти по роду, и всякий гад движущийся на земли по роду, и всякая птица пернатая по роду своему
См. Толкование на (Быт 7:13)
- 15.
внидоша к Ною в ковчег два два, мужеский пол и женский, от всякия плоти, в нейже есть дух животный
См. Толкование на (Быт 7:13)
- 16.
и входящая мужеский пол и женский от всякия плоти, внидоша к Ною в ковчег, якоже заповеда Господь Бог Ною: и затвори Господь Бог ковчег отвне его
См. Толкование на (Быт 7:13)
- 23.
Ст. 23-24 Истребилось всякое существо, которое было на поверхности [всей] земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, все истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге. Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней
Вы [иудеи] знаете… что у Исаии Бог сказал Иерусалиму: «во время потопа Ноева Я спас тебя». Эти слова Бога означают, что в потопе совершилось таинство людей спасаемых. Ибо при потопе праведный Ной и прочие люди, то есть его жена, трое сыновей и их жены, составляя числом восемь человек, были символом того дня, в который наш Христос явился, восставши из мертвых, и который есть по числу восьмой, но по силе всегда первый. Христос, рожденный прежде всякой твари (Кол 1:15), сделался также началом нового рода, возрожденного Им посредством воды, и веры, и дерева, содержащего таинство креста, подобно тому, как Ной спасся на древе, плавая по водам с семейством своим. Поэтому когда пророк говорит: «во время Ноя Я спас тебя», то это, как я заметил, Бог говорит к народу, который подобным образом верен Ему и имеет эти символы. Ибо и Моисей с жезлом в своей руке провел через море ваш народ. Вы же думаете, что это было сказано только о вашем народе или земле. Но Писание говорит, что вся земля была потоплена и вода поднялась выше гор на пятнадцать локтей. Так что очевидно: Бог говорил это не вашей земле, но народу, повинующемуся Ему, для которого Он и приготовил успокоение в Иерусалиме, как было прежде показано всеми символами при потопе. Я разумею, что посредством воды, и веры, и дерева те, которые приготовились и раскаиваются в своих грехах, избегнут грядущего суда Божия.
Беседа с Трифоном иудеем.
- 24.
Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней
См. Толкование на (Быт 7:23)
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Мч. Иустин Философ > Бытие > Глава 7