• 2.

    И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его

    В иудейской синагоге был человек, имевший сухую руку. Он был сух рукою, но присутствующие здесь были сухи разумением, поскольку не видели, Кто стоит перед ними, и не подозревали о том, что Он может сотворить перед ними чудо. Спаситель же, прежде чем действовать, вразумляет их словом. Зная лукавство их помыслов и глубину их косности, Он сначала увещает их. Желая обуздать буйство их мыслей, Он спрашивает: Должно ли в субботу добро делать, или зло делать? Душу спасти или погубить? Спроси Он их, можно ли работать в субботу, тотчас получил бы ответ: Ты говоришь против закона! Однако Он сказал им то, чего и закон желает, ибо Тот, Кто позаботился о субботних установлениях, позаботился также о душе живой. Ведь если бы субботним днем провалился кто-нибудь в яму, то позволялось вытащить его оттуда, причем не только человека, но также и вола, и осла. Закон, таким образом, разрешает все то, что может служить ко спасению, ведь и пищу в субботу иудеи принимали. Он спросил их, «должно ли добро делать», не для того, чтобы обнаружилось противоречие в их словах, но ради согласия. Но они не сказали «Да», потому что не имели доброго произволения.

    Гомилия о сеянии.

  • 5.

    И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая

    Должно ли в Субботу добро делать, или зло делать? Душу спасти, или погубить? Но они молчали. Тогда, скорбя об ожесточении их сердец, Он говорит тому человеку: «Видящие да узрят! Те, кто отказывается слушать, пусть поступают так, как хотят поступать! Жестокие сердцем да обратятся в камень! Протяни теперь свою правую руку. Встань, и более не проси!.. Не проси за свою немощь, но обретя свою руку здоровой и, наконец, исцелившись, протяни ее нищему. Встань и выступи на средину. Соделайся зрелищем для тех, кто смотрит: в тебе, наконец, совершается спор о субботе. Выступи на середину, чтобы также хромые, укрепившись коленями, встали… Выступи на середину и произнеси реченное иудеям о том, возможно такое или нет». Затем говорит ему: Протяни руку твою. Не касаюсь ее, чтобы не дать повода к обвинению иудеям, дабы не сочли прикосновение некой работой - говорю это словом! Не сказал Бог: «Не произноси слов в субботу». Если же слово становится неким деянием, да изумятся сказавшему их… Протяни руку твою. Как сказал, так и сделал, и сухая рука стала здорова. Сухость же разумения иудеев неизлечима: «Но вышедши, рассуждали, чтобы сделать им с Иисусом». И ты рассуждаешь, что делать? Поклонись Ему как Богу, поклонись Чудотворцу. Поклонись Ему и как человеку, сотворившему то, что превыше человеческих сил. Не прикладывал Он пластырей, не увлажнял их растворами, не приносил бесконечных лекарств, но стоял посреди всех так, чтобы все могли видеть происходящее. Ничего из творимого Им не было сокрыто, чтобы никто не сказал: «Он принес лечебные травы и приложил пластырь».

    Гомилия о сеянии.