Глава 18

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 18
  • 27.

    Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел

    Вопрос. Отец мой! Сотник, употребив дивное оное смирение, счел себя недостойным посещения Владыки, и вера его удостоилась похвалы; Авраам же (напротив) убеждал и, припав к ногам, молил Его войти к нему в кущу, хотя и приступил к Нему как к человеку, не зная, что то был Сам Владыка. Ужели Авраам не имел смирения? Добродетель сотника выше ли добродетели Патриарха? Ибо смирение (как вы всегда учите) имеет первенство среди добродетелей. Объясни же мне силу и различие добродетелей обоих, потому что один (смиряясь) не принял посещения (Господня) и удостоен похвалы, а другой с любовью принял оное и также удостоен похвалы.

    Ответ. Оба они были совершенны в вере к Богу и по приличию времени употребили веру и смирение, ибо и Патриарх Авраам сказал: аз есмь земля и пепел (Быт 18:27); а то, что он так о себе думал, не показывает ли, что он не считал себя достойным и странноприимства, но, как муж совершенный, принимал равно всякого человека, не различая грешных от Святых; о нем-то и о Лоте было сказано: страннолюбия не забывайте: тем бо не ведяще неции, странноприяша Ангелы (Евр 13:2). А если бы Авраам познал, что то был Сам Владыка, он, без сомнения, употребил бы слова сотника, ибо никого не находим смиреннее признающего себя землею и пеплом. Также и сотник употребил смирение в приличное время, познав, что то был Спаситель наш. Мы же говорим, что он притом имел и добродетель страннолюбия, ибо не без дел была его вера, и Христос похвалил не праздную веру, то есть (утверждаем), что вера его сопровождалась делами, и что во время странноприятия и он употребил бы усердное прошение ко всем, подобно Патриарху Аврааму. Итак, находим, что оба они были совершенны.