- 3.
возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи,
То, что пророк дал повеление Исаву, попросив у него пищи, означает призыв, который Слово обращает к прежнему народу, поскольку Оно требует от него плода дел праведности, которая, как пища, полагалась Отцу. Ведь слова: пойди в поле, и налови мне дичи - означают жизнь в этом мире, а слова: возьми колчан твой и лук твой - говорят о том, что этот народ имел намерение добиться своей собственной славы вместо того, чтобы снискать оправдание верой. Хвалясь ратными подвигами и мечом, он намеревался просить для себя тирана в качестве царя, как и Моисей сказал ему: и меч похвала твоя.
О благословениях Исаака и Иакова.
- 9.
пойди в стадо и возьми мне оттуда два козленка хороших, и я приготовлю из них отцу твоему кушанье, какое он любит,
Итак, Ревекка, представляя собой образ Церкви, уже тогда прообразовала то, чему предстояло совершиться через ее младшего сына. В самом деле, она говорит ему: пойди в стадо и возьми мне оттуда два козленка нежных и хороших. Исав посылается в поле, как живущий в мире пришелец, Иаков же посылается в стадо, чтобы исполнилось сказанное Господом: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А слова Ревекки: возьми мне оттуда два козленка нежных и хороших - указали на два призвания, обращенные через Евангелие. В самом деле, хотя мы от начала козлы (поскольку мы все были грешниками), но становимся нежными и хорошими через послушание, будучи оправданы верой в Христа, и более уже не осуждаемся как козлы , но как овцы, чистой жертвой приносимся Богу в приятное благоухание и приуготовляемся в духовную пищу Слову, Которое, совершая нечто подобное в Евангелии, говорит ученикам: у Меня есть пища, которой вы не знаете.
О благословениях Исаака и Иакова.
- 11.
Иаков сказал Ревекке, матери своей: Исав, брат мой, человек косматый, а я человек гладкий
Как ясно Иаков показал здесь свое благочестие… Было также истинным и то, что он сказал: Исав, брат мой, человек косматый, то есть грешный, а я человек гладкий, чем указывается на непорочность и безгрешность плоти Господа.
О благословениях Исаака и Иакова.
- 13.
Мать его сказала ему: на мне пусть будет проклятие твое, сын мой, только послушайся слов моих и пойди, принеси мне.
Можно также понять, что некогда сказанное Ревеккой ныне сбылось на Церкви. Действительно, слова: на мне пусть будет проклятие твое, сын мой - означают то, что ныне некоторые хулят и поносят Церковь за то, что она почитает Распятого; таким образом они покрывают нас проклятиями и бранью. Ведь крестное страдание Господа для неверующих считается проклятием, а для верующих - жизнью и миром. Ибо и апостол говорит: Христос искупил нас от проклятия Закона, сделавшись за нас проклятием, что ныне и исполнил Спаситель, телом претерпев на кресте смерть человека, чтобы Своим послушанием упразднить заключавшееся в Законе проклятие Адама, то есть: прах ты и в прах возвратишься.
О благословениях Исаака и Иакова.
- 15.
И взяла Ревекка богатую одежду старшего сына своего Исава, бывшую у ней в доме, и одела в нее младшего сына своего Иакова
То, что Иаков был одет в одежду, означает, что Слово собиралось стать плотью. А то, что руки его были обложены кожей козлят, означает, что Слово взяло на Себя грехи всех нас, распростерши Свои руки на кресте. Как и Исайя сказал: Он взял на Себя наши грехи и понес наши болезни.
О благословениях Исаака и Иакова.
- 19.
Иаков сказал отцу своему: я Исав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя.
То, что Иаков сказал отцу: я сделал, как ты сказал мне, означает вечное послушание Слова Отцу, как и у Иезекииля Оно говорит: И сделал я, как повелено было мне.
О благословениях Исаака и Иакова.
- 22.
Иаков подошел к Исааку, отцу своему, и он ощупал его и сказал: голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы.
Это означает, что Слово, прообразовавшее в Иакове таинство [искупления], стало также голосом пророков, приоткрывая в них будущее. А руки Его стали руками Исава, ибо Оно было предано смерти за грехи народа.
О благословениях Исаака и Иакова.
- 28.
да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина
Если кто-либо полагает, что это благословение исполнилось на Иакове, он глубоко заблуждается, ибо ничего из этого с Иаковом не произошло. В самом деле, мы находим, что сначала он в Месопотамии двадцать лет служил Лавану; затем поклонился своему собственному брату Исаву и умилостивил его дарами; наконец, после этого он сошел в Египет, чтобы со своими детьми не погибнуть от голода. Итак, на ком же исполнилось сказанное: вот, запах от одежды сына моего, как запах от поля, которое благословил Господь? Конечно же, ни на ком другом, кроме Христа, Сына Божия. Действительно, поле - это мир, а запах от одежды Его - это все верующие в Него, как и апостол говорит: Ибо мы Христово благоухание в спасаемых и в погибающих: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. А слова: да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина - ясно обозначили Слово, сшедшее с небес, подобно росе. А земля означает плоть, воспринятую Им от Девы. Наконец, словами множество хлеба и вина он указал на святых, собираемых в житницу, как хлеб, и оправдываемых Духом, как вином.
О благословениях Исаака и Иакова.
- 29.
да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя - прокляты; благословляющие тебя - благословенны!
Слова: да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе правители - сбываются и поныне, ибо кому же ныне служат уверовавшие народы и кому поклоняются правители Церкви, как не Христу, именем Которого они и спасаются? Как и чрез Исайю Само Слово предвозвестило: а служащие Мне будут названы новым именем, которое благословится на земле; ибо они благословят Бога истинного; и кто будет клясться на земле, будет клясться Богом истинным. И еще: вот, служащие Мне будут есть, а вы будете голодать; вот, служащие Мне будут пить, а вы будете томиться жаждою; вот, служащие Мне будут радоваться и веселиться, а вы будете в стыде… будете рыдать от сокрушения духа.
Затем Иаков добавляет: будь господином над братом твоим, и да поклонятся тебе сыны отца твоего. Но Иакову никто не поклонился, и он не стал господином над своим братом Исавом; напротив, Иаков испугался его и убежал, а затем первый поклонился ему семь раз. Итак, сказанное здесь сбылось на Спасителе. В самом деле, Он стал Господом и Владыкой тех, кто считается Его братьями по плоти, чтобы они поклонились Ему как Царю. Поэтому и говорится: проклинающие тебя - прокляты; благословляющие тебя - благословенны!
О благословениях Исаака и Иакова.
- 31.
Приготовил и он кушанье, и принес отцу своему, и сказал отцу своему: встань, отец мой, и поешь дичи сына твоего, чтобы благословила меня душа твоя.
Кушанье Исава означает богопочитание подзаконного народа, поскольку они, хвалясь и полагая оправдаться обрезанием, приносили обращенные языческие народы в виде пищи. Но при этом они сами нуждались в пище, поскольку не могли получить небесного хлеба.
О благословениях Исаака и Иакова.
- 33.
И вострепетал Исаак весьма великим трепетом, и сказал: кто ж это, который достал дичи и принес мне, и я ел от всего, прежде нежели ты пришел, и я благословил его? он и будет благословен.
В самом деле, то, что сделал Иаков, было прообразом таинства домостроительства Христа, Который родился по благословению Отца и стал благословенным вовеки. А слова Писания: И вострепетал Исаак весьма великим трепетом, то есть изумился случившемуся, - означают, что он предвидел, как языческим народам предстоит быть благословенными Богом через младшего Сына и войти в завет обетования отцов. Именно поэтому и Иаков, когда рождался на свет и выходил последним из чрева матери, то ухватился за пяту Исава, ибо последнему народу, следующему по следам отцов, предстояло принять первородство и первым войти в Новый Завет.
О благословениях Исаака и Иакова.
- 35.
Но он сказал: брат твой пришел с хитростью и взял благословение твое.
То, что было сказано ему: брат твой пришел с хитростью и взял благословение твое - таинственно означает, что Слову Божию предстояло воплотиться и принять образ раба, чтобы, родившись через него никому не известным, воспринять от Отца благословение, уделив его и нам, верующим в Него.
О благословениях Исаака и Иакова.
- 39.
И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше
Следует рассмотреть, имеет ли сказанное блаженным Исааком силу благословения или пророчества? Вот что он говорит: от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше. Действительно, впоследствии произошло так, что народ израильский поселился в земле Ханаанской, которую Иисус Навин разделил между ними. А слова и от росы небесной свыше означают то, что пророки, подобно облаку, оросили их, открыв им слова Божии.
О благословениях Исаака и Иакова.
- 40.
и ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему; будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей.
Слова: ты будешь жить мечом твоим - означают, что народ израильский беспрестанно будет воевать и подвергаться нападениям со стороны окружающих его народов, как повествует само Священное Писание. А слова: и будешь служить брату твоему - означают настоящее время, в которое явился Спаситель, посетив Своих братьев по плоти, Которому пророк увещевает быть послушным и служить. Поэтому он сказал: будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей. Какое же иго, как не то, которое содержится в Законе? Его и следует свергнуть, чтобы люди более не были рабами и не жили под игом Закона , но как свободные, и ныне могли бы спастись, веруя в Евангелие.
О благословениях Исаака и Иакова.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Сщмч. Ипполит Римский > Бытие > Глава 27