Глава 5

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 5
  • 3.

    И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее.

    Однако это волнует дух, поскольку если мы потому говорим преисподняя, что она лежит ниже, то как земля ниже неба, так и преисподняя должна быть ниже земли. Отсюда, пожалуй, и через псалмопевца говорится: Ты избавил душу мою от ада преисподнего (Пс 85:13), чтобы было ясно, что более высокий ад - это земля, ад же в действительности - под землей. И голос Иоанна соглашается с такой оценкой, когда он говорит, что он видел книгу, запечатанную семью печатями, - и потому, что нет никого достойного ни на небе, ни на земле, ни под землею раскрыть сию книгу и сорвать печати ее, он добавляет: И я много плакал (ст.4). Однако потом он говорит, что эта книга раскроется львом от колена Иудина (ст.5). Разумеется, что иное обозначается под этой книгой, как не Святое Писание, которое один лишь Искупитель наш открыл? Он, став человеком, умерев, воскреснув и вознесшись, открыл все тайны, каковые в ней были. И никто на небе - потому что и ангел не мог; никто на земле - потому что и живущий в теле человек не мог; и никто под землей не найден достойным - потому что и души, освобожденные от тела, не могли открыть нам секреты святого речения помимо Господа. Следовательно, поскольку для разъяснения книги никто, найденный под землей, не считается достойным, я не вижу, что мешало бы верить в то, что под землей есть преисподняя.

    Диалоги.