Глава 23

  • 1-3. - Первым делом царя по возвращении депутации от Олданы было собрать в храм по возможности все классы народа ("пророки" ст. - быть может, и Иеремия, Софония, Варух, но, вероятнее, - в общем смысле: учителя народные; по (2Пар 34:30) - Левиты) для выслушивания всех, обративших внимание царя, мест найденной "книги завета". Затем, подражая прежним теократическим вождям народа Божия, как-то: Иисусу Навину (Нав 24:25), пророку Самуилу (1Цар 6:3-4) и благочестивому прадеду своему Езекии (2Пар 29:10), Иосия торжественно заключил, точнее возобновил теократический завет иудейского народа с Богом, причем сам лично, стоя на особом царском месте в храме (гааммуд, ср. (4Цар 12:14), см. проф. Гуляева, с. 374), произносил все существенные требования и обязательства завета, а народ утверждал их актом согласия и принятия (ср. (2Пар 34:31-32).
  • 4. Как некогда при Иоасе по заключении завета немедленно последовало искоренение языческого культа (4Цар 11:17-13), так то же повторилось и теперь: по словам И. Сираха (Сир 49:3), Иосия "успешно действовал в обращении народа и истребил мерзости беззакония", хотя, конечно, реформа, произведенная насильственными и чисто внешними мерами, без приемов убеждения и духовного перевоспитания массы, не могла быть ни глубокой, ни прочной. Очищение начинается с храма и возлагается на Хелкию - первосвященника ([гак] коген - [гаг] гадал, в (4Цар 25:18); (Иер 52:24) первосвященник, по евр. коген - [га] рош, - главенствующий священник), "вторых священников" (когане - [гам] мишне, cp. (4Цар 25:18), т. е. подчиненными первосвященнику, и "стоящим на страже у порога" (ср. (4Цар 22:4); (1Пар 23:5) - из Левитов. Вынесена была из храма вся утварь, посвященная Ваалу, всей силе небесной (см. (4Цар 21:3) и прим. ) и Ашере-Астарте (ср. (3Цар 14:23): (3Цар 15:13), и, по предписанию (Втор 7:25); (Втор 12:3), все это было сожжено, как нечистое, вне Иерусалима в долине (евр. шадмот "поля", LXX-т и слав. оставляют без перевода: εν σαδημωθ, в садимофе) Кедрон, где уничтожены были предметы идолослужения при Асе (3Цар 15:13) и Езекии (2Пар 29:16). Но пепел сожженных идолов не должен был оставаться в долине Кедрон, поблизости к Иерусалиму: он отнесен был в Вефиль - для выражения решительного презрения и омерзения к этому средоточию противозаконного культа тельцов (3Цар 12:29-33), послужившему началом и источником всех последующих отпадений Израиля в язычество.
  • 5-7. - Устраняется служебный персонал противозаконных культов. Царь "отставил" (евр. гишбит, отстранил - не "сжег", как у LXX-ти, слав.: κατεκυασε, сожже, в Алекс. код. : κατεπαυσε, Vulg.: не точно: delevit) жрецов, евр. кемарим, у LXX-ти: Сωμοριμ (кодд. 19, 82, 93, 108 у Гольмеса: τους ιερεις), Vulg.: amspices, слав.: Хомаримы (жерцы чародеи) - жрецов - ставленников царей иудейских и израильских, (ср. (Пс 10:5); (Соф 1:4), т. е. священников нелевитских, какими, напр., были священники культа тельцов (3Цар 12:31,32); (2Пар 11:15) и которые отличаются от жрецов идолов, или жрецов Ваала, солнца, луны, созвездий и всего воинства небесного (4Цар 23:5), с другой - от священников высот, которые, хотя отправляли служение на высотах, однако были из рода Левия (4Цар 23:8) (см. проф. Бродовича, Книга пророка Осии, с. 350), "Созвездия", маззалот, μαζουρωθ, слав.: планеты, блаж. Феодорит (вопр. 54): звезды; по толкованию раввинов (Levy, Neuhebraisches und chaldaisches Worterbuch Bd. III, s. 65), маззалот, как и ассирийск. manzaltu, означает 12 знаков Зодиака. Vulg. duodecim signa. Астарта, евр. ашера, у LXX-ти: αλσος, слав.: кумир (ст. 6), означает здесь в ст. 6 собственно идола, а не саму богиню (ст. 4), пепел сожженной статуи этой богини повергается также в долине Кедрон, но именно "на кладбище общенародное" (кебер-бене-гаам, ср. (Иер 26:23), наиболее открытое всякому попранию (гробницы богатых устроились особо, в садах или пещерах, и эти гробы были не так доступны для диких зверей, как простонародные, ср. проф. Гуляева, с. 375, вроде и доселе сохраняющегося в долине Кедронской или Иосафатовой еврейского кладбища (со стороны Елеонской горы). Уничтожены были притоны и принадлежности культа кедешим - гиеродулов, мужских (Втор 23:18) и женских (ср. (3Цар 14:24) и прим. ), у LXX-ти καδησιμ, слав, кадисимов, Vulg. ef feminatorum: по блаж. Феодориту, вопр. 55), "святыми" (потому что слово кадис переводится: святой) не в прямом значении слова назвал здесь писатель демонов". 70 говорят о том, что служительницы Астарты совершали тканье и вышиванье в честь ее (для устройства шатров ее служителям) в помещениях при самом храме; здесь же совершался и омерзительный культ богини.
  • 8-9. - По примеру благочестивого прадеда своего - Езекии (4Цар 18:4) "Иосия отменяет и издревле чтимые "высоты" истинному Богу, терпимые многими и благочестивыми царями - на всем протяжении Иудейского царства "от Гевы (город, вероятно, тождественный с Гевой, укрепленной Асой из камней Рамы, (3Цар 15:22), в Вениаминовом колене, ср. Onomast, 293; Прав. Палест. Сборн. вып. 37, с. 204) до Вирсавии" (о положении ее см. прим. к (3Цар 19:3), в том числе некоторые известные высоты в Иерусалиме - у дома градоначальника и у ворот городских (может быть, упомянута в (Неем 2:13) "ворот Долины" на западной (главной входной) стороне Иерусалима, приблизительно на месте нынешних Яффских ворот). Судьба священников этих высот - священников, происходивших из колена Левиина, была иною, чем жрецов идолослужения (5 ст. ): Иосия заставил этих левитских священников оставить места своего прежнего служения и переселиться в Иерусалим, но здесь при храме был уже определенный штат священников, и для новых могло не оказаться ни священнических занятий, ни священнического содержания, и, таким образом, естественно, произошло их низведение на положение левитов (ст. 9; ср. Иез. 44.10-14): подобно последним, они не могли самостоятельно приносить жертвы в Иерусалимском храме, но ядение опресноков и, вероятно, других приношений алтарю им было предоставлено наравне с членами священнического сословия, устранявшимися от фактического священнослужения вследствие тех или иных физических недостатков (Лев 21.21-23).
  • 10-11. - "На долине сыновей Еннома", LXX: λαραγξ Εννομ, Vulg.: convailis filii Ennom, слав.: дебрь сынов Енномлих, ср. (Нав 15:8), - долина, начинавшаяся на западе Иерусалима, близ Яффских ворот и направляющаяся сначала к югу, а затем к востоку до соединения с долиною кедрскою, - ныне вадиер-Рабаби (Onomast. 313). От совершавшихся здесь при Ахазе (4Цар 16:3) и Манассии (4Цар 21:6) кровавых и огненных жертв Молоху (ср. (Иер 7:31); (Иер 19:2) долина Енномова впоследствии сделалась образом вечных мучений под именем γεεννα του πυρος, геенны огненной. - Тофет, у LXX-ти: Тαφεθ, Vulg.: Topheth, слав.: Тафеф - специальное название места тех жертвоприношений Молоху в долине Енномовой (Onomast 508). Прежние толкователи производили слово "Тофет" - от евр. тоф, тимпан (музыкальный инструмент вроде бубна), имея в виду ту характерную, по раввинским сказаниям, черту идолослужения Молоху, что крики сжигаемых жертв заглушались игрой жрецов на тимпанах (Филарет, стр. 271; имя Тофет, по обыкновенному изъяснению, означает "тимпанное место"). В новое время Тофет производят или от ассирийско-персидского корня со значением (родственным с греч. θαπτειν) погребать, в частности, через трупосжигание, или еврейскому глаголу туф - в значении плевать, так что Тофел - предмет отвращения (Gesenii, Thesaur. p. 1497), или в значении: сжигать (furst), следовательно, Тофет - место сожжения, в пользу последнего говорит (Ис 30:31), где Тифта означает место сожжения (ср. проф. Гуляева, с. 376). Кони, в своем беге как бы отображающие кажущееся движение солнца, у многих языческих народов почитались посвященными солнцу. Во многих местах при храмах были кони изваянные, но при храме Иерусалимском (ст. 11) во времена язычествующих царей содержались и живые кони, почему Иосия их только "отменил", тогда как колесницы солнца сжег (ср. проф. Гуляева, стр. 376). Евнух Нефан-Мелех, вероятно, был надсмотрщиком за теми священными конями. - Фарурим, евр. Парварим, раввины и некоторые прежние толкователи (см. проф. Гуляева, с. 377) считали названием городского предместья, но ввиду очевидной тождественности этого названия с парбар (1Пар 26:16) именем притвора на западной стене храма, скорее надо иметь в Ф. некоторые пристройки-комнатки для должностных лиц (Иер 41:12) с задней, западной стороны Соломонова храма.
  • 12-14. - Продолжают речь (ст. 4, 6) об очищении Иерусалимского храма, а также Елеонской горы от мерзостей идолослужения. Жертвенники на кровле горницы Ахазовой на кровле не дворца царского, а храма, в верхнем ярусе пристроек его (ср. 35:4); жертвенники этих горниц посвящались воинству небесному (Иер 19:13); (Соф 1:5). Уничтожены были Иосиею и древние высоты, воздвигнутые еще Соломоном на горе Масличной или Елеонской (3Цар 11:7), названной здесь (ср. 13) евр. машхит (слово, представляющее созвучие к мишха, масличная), пагубною горою, вероятно, ввиду воздвигнутых здесь капищ идольских; Vulg. mons Offensionis; у LXX-ти без перевода: Μοσθαθ, слав. Мосфаф. Название "пагубная", mons offensionis усвоена была впоследствии собственно южному отрогу Елеонской горы (северный известен под именем virigalilaei); теперешнее название Елеонской горы - Джебель-Эттур (Onomast. 716). Разрушенные Езекиею (2Пар 31:1) идольские высоты Соломона и др. могли быть восстановлены Манассиею и Амоном. Иосия оскверняет их мертвенными остатками (14, ср. 6, 8, 20).
  • 15-20. - Окончив очищение Иудейского царства от всех остатков незаконного культа и чистого идолослужения, Иосия совершает подобное же очищение и в пределах прежнего израильского культа, прежде всего и главным образом в центре культа тельцов - в Вефиле (ср. (3Цар 12:29) сл.), причем во всей точности и даже подробностях оправдалось предсказание известного иудейского пророка о судьбе вефильского культа и жрецов его (3Цар 13:1) и дал.), предсказание, произнесенное за три с лишком века. Слова 16б, поставленные в русском переводе в скобках, - позднейшая глосса LXX-ти. Казнь жрецов вефильских (сообразно закону, (Втор 13:5); (Втор 17:2-5), как и вся реформаторская деятельность Иосии в пределах бывшего Израильского царства, предполагает, что власти Ассирии над этой страной в данное время почти вовсе не существовало, и это давало возможность царям иудейским (Езекии, (2Пар 30:1) и Иосии, (2Пар 34:6) действовать на израильской территории, хотя и населенной, наряду с израильтянами, и многими пришлыми племенами (4Цар 17:21) сл.), как на части своего государства. По Талмуду, пророк Иеремия содействовал возвращению к Богу многих из населения десятиколенного царства (MegIIIa, 146).
  • 21-23. - Выполнив с такой беспощадной строгостью все запрещения и кары книги закона, Иосия столь же строго потребовал самого точного совершения главного праздника, указанного в законе, праздника Пасхи (ср. (2Пар 35:1-18), причем предварительно был поставлен на прежнее место Ковчег Завета (2Пар 35:3), может быть, вынесенный из Святого Святых в одно из зданий при храме во время гонений на религию Иеговы со стороны Манассии или Амона. По (2Пар 35:1), Пасха совершена была 14-го Нисана.
  • 24-25. - Резюме ко всему повествованию о реформе Иосии, указывающее на полное ее соответствие с требованиями закона Моисеева. О вызывателях мертвых и волшебниках см. в книге А. Глаголева, Ветхозаветное библейское учение об аномах, стр. 600-610. О терафимах - Толк. Библия, т. I, с. 89 (ср. у проф. Гуляева, с. 378). Под идолами - евр. гилулим (от гл. галал - вертеться), быть может, разумеются разной формы камешки, которые из глубокой древности, прежде чем стали делать искусственные изображения разных мнимых богов, были у народов, стоявших на низкой ступени развития, символами божества, как это и теперь встречается у диких обитателей островов Тихого океана (проф. Гуляев. с. 379).
  • 26-27. - "Обращение здесь к Богу не столько было внутреннее и постоянное, сколько внешнее и временное, почему Он не оставил Своего гнева на них" (Филарет); близок был суд Божий и на Иудею, постигший уже свыше ста лет раньше царства Израильское (4Цар 17:1), - соответственно многократным предвещаниям пророков Божиих (напр. I-X гл. ; (Соф 1:2-6); (Соф 3:1-4), повторявших древние угрозы закона (Лев 26.1; (Втор 28:1) и др.) народу Божию.
  • 29-30. - Сказанное здесь подробнее и полнее повторено в (2Пар 35:20-25) - Нехао, евр. Нехо, у LXX-ти и И. Флавия: Νεκαω, по Геродоту (II, 158), который называет его Νεχως (по египетским памятникам Neku), сын Псамметиха I, 6-й царь XXVI, Сайской династии в Египте (царств. в 609-594 гг. ), известный постройкой большого флота как на Средиземном, так и на Черном море. Ассирийская монархия тогда была накануне падения [Иосиф Флавий считает это падение Ассирии уже в данное время совершившимся фактом по нему, Нехао двинулся к Ефрату с намерением "вступить в войну с мидянами и вавилонянами, которые разрушили Ассирийское царство" () Ср. y eп. Платона, Древний Восток при свете Божественного откровения, с. 274-275] (в 606 г. Набопалассал халдейский и Киаксар мидийский соединенными силами разрушили Ниневию и положили конец существованию Ассирии), и Нехао, вероятно, желал воспользоваться слабостью прежде грозной соседней монархии и присоединить к владениям Египта некоторую часть Ассирии, напр., Сирию, почему предпринимает поход за Евфрат, к городу Кархемису (2Пар 35:20), у LXX-ти: χερμεις, у И. Флавия: καρχαμησα, Vulg.: Charcamis, нa клинообразных надписях: Гаргамис - при впадении Хавораса в Евфрат, теперь Киркесья Иерабл или Джирба (Onomast. 954); здесь Нехао потерпел поражение от Навуходоносора (Иер 46:2). Когда Нехао на флоте прибыл к берегам Палестины и высадился у приморского города Акко (по известию Геродота II, 16) - Птолемаиды (Onomast 64). Иосия или в качестве вассала ассирийского царя, или из-за опасений за целость своих владений счел нужным, несмотря на успокоительные разъяснения Нехао (2Пар 35:21), выйти с войском навстречу ему и сразиться, и в битве при Мегиддо (ср. (3Цар 4:12) и прим. ), у Геродота Μαγδωλος, на воле или урочище Гададриммон (Зах 12:11), египетские стрелки смертельно ранили Иосию, и он умер в Иерусалиме, оплаканный всей Иудеей и Иерусалимом; оплакивали благочестие его царя и пророк Иеремия в своей элегии, а равно и другие певцы и певицы в плачевных песнях, кинот (2Пар 35:24-25). Этот плач выражал, что дни политического существования Иудеи отселе были сочтены: по смерти Иосии царство Иудейское просуществовало еще два десятилетия, но это было жалкое существование данницы Вавилона. Преемником Иосии народ помазал почему-то не старшего сына его (ср. ст. 36), а младшего Иоахаза или, по (Иер 22:11) сл.. Саллума (ср. (1Пар 3:31), быть может, считая его более достойным, но он нимало не оправдал этих надежд (Иер XXIl.11 и далее).
  • 31-35. - О Ливне см. замеч. к (4Цар 19:8) Ривла, у LXX-ти: Βηλα, 'Ρεβααμι, Vulg.: Rebla, слав.: Ревлаам, Вила (Onomast 274) - город на северо-восточной границе земли обетованной (Чис 34:11), на Оронте, теперь Рибле, между Хамсом (Емеса) и Баальбеком. Сюда Нехао заключает лишенного им царства (после 3-месячного царствования) Иоахаза (ст. 33), здесь же после Навуходоносор ослепил Седекию (4Цар 25:6), затем уморил вельмож Иудиных (4Цар 25:21). По-видимому, Ривла была главной квартирой Нехао, а после Навуходоносора. Вместо Иоахаза Нехао ставит царем Иудеи старшего сына Иосии Елиакима, переменив ему имя на Иоаким - в знак (ср. (Быт 41:45); (Дан 1:7) его вассальной зависимости от себя (так после поступил Навуходоносор в отношении Матфании - Седекии, (4Цар 24:17). Возложенная египетским фараоном дань на Иудею разложена была (как некогда в Израильском царстве при Менаиме, (4Цар 15:19) на собственников земельных участков, даже и бедных (ам гаарец).
  • 36. Рума, у LXX-ти: Αρημα, Vulg.: Ruma, вероятно, тождественна с Арума, близ Сихема (Суд 9.41. И. Флавий, ), теперь Хирбет Рума к югу от равнины Асохис (Onomast. 793). Иоаким царствовал 11 лет, с 609 по 593 гг. (ст. 36; (2Пар 35:5). Нечестивое царствование его, полное измены истинной религии и обильное всякими неправдами (Иер 7:9) сл. ; (Иер 17:2), (Иер 19:4) сл. ; (Иер 22:13-17); (Иез 8:9-17); (Авв 2:9-14), было истинным бедствием для Иудеи, роковым образом увлекавшим его к гибели.