Глава 110

  • 1. "Совет праведных" - вероятно, синагогальные собрания, которые упрочились у евреев по выходе из плена. В этих собраниях преимущественно принимали участие ревнители благочестия и книжники. "Собрание" - народное собрание, собрание всех евреев. Писатель приглашает восхвалять Господа везде, где только будут люди.
  • 2. "Дела Господни вожделенны" - приятны, желательны, как материал, ознакомление и изучение которого даст возможность приобрести ясное познание о Боге.
  • 4. В жизни еврейского народа Господь творил много чудес, не только таких, которые имели для них временное значение, удовлетворяли временным потребностям, но и таких, которые служили поворотными пунктами их истории. За важностью последних событий они сделались "памятными", народ их не забудет, так как они даже увековечены в его праздниках, напр., празднике Пасхи, Пятидесятницы, Кущей и др.
  • 6. Разумеется не только чудесное завоевание Палестины, но и то, что все чудесные события имели целью передать евреям "в наследие" всех язычников, сделать Свой народ главою последних, руководителем их, конечно, в деле познания истинного Бога.
  • 9. несмотря на постоянные отступления евреев от Своего Господа, Он был к ним милостив, и теперь послал избавление из вавилонского плена. Вся прошлая история евреев ясно свидетельствует, что имя Господне "страшно" для его оскорбителей и свято, почему требует от своих чтителей чистоты жизни и благоговейного к Себе отношения.
  • 10. "Разум верный у всех, исполняющих заповеди Его". Истинное познание Господа не у того, кто теоретически в Него верует, но кто живет согласно Его заповедей: теория и практика, вера и жизнь должны быть объединены.