Глава 29

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
  • 1-7. - В ст. 1 осуждается глубокая нераскаянность человека, не внимающего никаким вразумлениям откуда бы ни исходили призывы к исправлению: это так часто обличаемая в Пятикнижии, "жестоковыйность" (Исх 32:9); (Исх 33:3); (Исх 34:9); (Втор 9:6); (Втор 31:27) и др.), ср. Притч 28.14. Ст. 2 сн. Притч 28.12,28. Ст. 3 сн. Притч 6.26; Притч 28.7. В ст. 4-7 проявлением нравственного огрубения представляется в особенности неправосудие (ст. 4, 7) и лесть (ст. 5).
  • 8-11. - Здесь идет речь об обнаружениях греховности и злобы человеческой в жизни.
  • 12-17. - В ст. 12-14 продолжается изображение явлений социальной и, отчасти, политической жизни, а в ст. 15 и 17 говорится о необходимости здравого охранения и надлежащей постановки и самого основания общественной жизни - воспитания детей (ср. Притч 23.13).
  • 18-23. - Ст. 18 утверждает необходимость живого пророческого слова в разъяснении и охранении закона; бедность такого слова, а тем, более полное отсутствие его в известные времена (ср. (1Цар 3:1); (Ос 3:4); (Ам 8:12); (Пс 73:9) сопровождается упадком истинной религии и нравственности в народе (ср. (Исх 32:25). Ст. 19 заключает приложение ветхозаветной педагогики с ее физическими мерами воздействия к системе отношений господ к рабам. Ст. 20, сн. Притч 26.12. Ст. 21 дополняет мысль ст. 19, ср. (Сир 33:21) Ст. 22 сн. Притч 15.18. Ст. 23 сн. Притч 15.33; Притч 16.18.
  • 24-27. - Воспроизводя и углубляя требования закона, Премудрый внушает (ст. 24) слушателям своим всячески избегать какого-либо сообщества с нечестивыми в их преступлениях, даже простым сокрытием последних (ср. Лев 5.1). К такому сокрытию может побуждать человека человекоугодничество и страх перед людьми (ст. 25); но для человека верующего и благочестивого, по учению Премудрого, выше всего должно стоять чувство страха Божия (ст. 25а), и лишь у Бога, как всеправедного Судьи, человек должен искать истины и правды (ст. 26). Заканчивается глава (XXIX), а вместе и вся группа Притчей в гл. XXV-XXIX, мыслью о глубокой нравственной противоположности и полной разъединенности и отчуждении праведников и нечестивых (ст. 27, сн. Притч 11.20; Притч 28.4).