Глава 4

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4
  • 1-9. - Апостол сначала обращается ко всем филиппийцам с увещанием сохранять твердость в вере, а потом убеждает отдельных лиц к единению в мыслях. Затем он снова переходит к увещанию общего характера, состоящему в призыве сохранять истинно христианскую радость, кротость, надежду на помощь Божию и другие истинно христианские свойства и стремления.
  • 1. Этот стих собственно составляет заключение к предыдущему увещанию (Филип 2:17). Называя читателей своею радостью и венцом, который украшает его голову, выражая к ним свою горячую любовь (возлюбленные), Апостол просит их стоять в Господе, т.е. соблюдать Христовы заветы так, как делает это он, Павел.
  • 2. Еводия и Синтихия – женщины–христианки, но положение их в церкви неизвестно. Может быть, они были диакониссы и разногласили между собою в понимании и разделении своих обязанностей. Апостол просит их мыслить одинаково о Господе, т.е. о деле служения Богу.
  • 3. Сотрудник – правильнее: Синзиг (συγζυγε – перевод русский: «сотрудник» допускает слишком большую неопределенность, потому что сотрудников у Апостола было немало...). – Искренний – точнее: настоящий, подлинный (γνηοιε), т.е. характер которого вполне отвечает смыслу имени Синзиг – сотрудник. Вероятно, это был один из "епископов" (Филип 1:1). Он должен помочь означенным выше женщинам прийти к соглашению, потому что они помогали Апостолу в деле проповеди Евангелия. Апостол при этом упоминает о Клименте–филиппийце и других своих сотрудниках. Их имена уже значатся в книге спасенных (книге жизни ср. (Исх 32:32) и (Апок 20:12).
  • 4. Апостол переходит снова к увещанию всей Филиппийской церкви. Он говорит здесь, конечно, о радости христианской (в Господе), которая на самом деле может быть постоянной (всегда), так как побуждения к радости у христиан никогда не иссякают (Василий Вел.) и так как земные скорби, омрачающие обыкновенную радость, для христианина не страшны (Рим 8:35) и сл.). Но эта радость не исключает сокрушения о грехах и плача с плачущими, потому что эти слезы бывают как бы "семенем и залогом вечной радости" (Василий Вел.).
  • 5. Приглашая быть кроткими ко всем, след., и к врагам, Апостол указывает как на побуждение к этому на близкое пришествие Христово (ср. (Иак 5:9). Не следует омрачать радость ожидания Господа какими–нибудь ссорами с людьми...
  • 6. Эту радость на близкое свидание со Христом не следует омрачать излишними заботами о земном (ср. (Матф 6:25,34). Нужно искать помощи прежде всего у Бога, к Нему обращаться с молитвою, в молитвенном настроении (προσευχη) и с разного рода прошениями, в сознании нужды, какая нами в данный момент чувствуется (δεησεις). Но просьбы свои к Богу мы должны соединять с выражением благодарности за полученные уже нами от Бога благодеяния.
  • 7. Может быть наша молитва и не всегда будет иметь успех (ср. (2-е Кор 12:8) и сл.), но во всяком случае мы можем надеяться на то, что в молитве мир сойдет в нашу душу и успокоит нас от наших волнений и забот. Такой мир, происходящий от Бога (Божий) стоит несравненно выше успокоения, какое может нам дать человеческий разум (превыше всякого ума). Этот мир непременно сбережет, сохранит и сердце и ум (помышления) в общении со Христом, не даст человеку отпасть от Христа.
  • 8. Здесь Апостол в одном увещании соединяет все, что ему хотелось внушить читателям. – Наконец – правильнее: «в отношении к остальному» (το λοιπον). Мысли читателей должны быть направлены на то, что истинно, а не на обман и лицемерие (и в теоретическом, и в нравственном отношении), на честное или достойное (σεμνα), как прилично благородным душам, сторонящимся от всего пошлого, на справедливое, т.е. на то, чего требует наш долг, на чистое, т.е. на беспорочность внутреннюю, с которой несовместимо грязное настроение, на то, что любезно людям и достославно у них, напр., на благотворительность, на всякую добродетель саму по себе и на всякую похвалу, т.е. на ту же добродетель, поскольку она вызывает и людях восторженное к себе соотношение. Замечательно, что термины, какие Апостол здесь употребляет, все известны были и в греческой морали. Апостол как бы хочет этими общими терминами сказать христианам, что они не должны отставать от лучших людей язычества...
  • 9. Апостол ставит себя примером для подражания и говорит, что если читатели будут идти намеченной им дорогой, то Бог мира будет с ними. Таким образом заключение 7–го стиха здесь повторяется. Апостол хочет сказать, что добродетели ценны в особенности потому, что ведут к общению с Богом, Который дает истинный мир душам людей.
  • 10-20. - Апостол выражает свою радость о том, что филиппийцы прислали ему пособие, и прибавляет, что это благодеяние принесло пользу и им самим, утвердив в них чувство любви к Апостолу.
  • 10-13. - Ап. Павел, по принципу, не хотел ни от какой церкви получать деньги на свое содержание. Он сам работал, чтобы остаться вполне независимым (1Сол 2:7); (1-е Кор 10:15-27); (2-е Кор 11:7); (2-е Кор 12:13). Теперь филиппийцы прислали ему с Епафродитом пособие, и Апостол, вопреки своему принципу, принял это пособие, не желая огорчить филиппийцев отказом. Но желая сохранить свою независимость, он говорит, что возрадовался этому пособию «в Господе», т.е. не личной эгоистичной радостью, а истинно христианской. Возрадовался он прежде всего за самих благотворителей филиппийцев, потому что увидел из их поступка, что их обстоятельства изменились к лучшему. Из (2-е Кор 8:2) и сл. мы знаем, что Македонские церкви, и в том числе, конечно, Филиппийская, находились прежде в довольно жалком внешнем состоянии и кроме того терпели преследования от врагов христианства. Теперь, очевидно, они настолько оправились, что могут послать Апостолу вспоможение, которое они хотели бы послать и раньше, но не имели к тому возможности. Но пусть они не понимают его благодарности в том смысле, что он давно уже ожидал от них пособия. Нет, он умеет довольствоваться и тем, что имеет под рукою, и недостатки его не тяготят, не лишают душевного спокойствия. В этом умении жить и в лишениях он видит особое действие укрепляющего его Иисуса Христа.
  • 14-16. - Дар филиппийцев все–таки очень ценен для Апостола, как доказательство их сочувственного отношения к его страданиям в узах. При этом Апостол считает благовременным напомнить филиппийцам, что они стояли к Апостолу в особо дружеских отношениях с тех самых пор, как Евангелие начало распространяться из Македонии по всему греческому миру. Для них он и раньше сделал исключение из своего основного правила, именно принял от них пособие при выходе из Македонии и потом еще несколько раз в бытность свою в Солуни (Подаяние – это посылка пособия, принятие – принятие филиппийцами духовных благ чрез Апостола Павла).
  • 17-20. - Опять Апостол повторяет, что его радует не сам дар, а то, что этот дар есть плод их христианского настроения, так как, в самом деле, важно не то, что он получил даяние – он не искал его, – а то, что сами филиппийцы будут иметь от этого поступка своего большую для себя пользу, и уже имеют ее... Потом как бы желая предупредить и отклонить присылку новых даров, он уверяет читателей в том, что у него нет ни в чем нужды, а даже есть излишек. Затем поступку филиппийцев он опять дает необычайно высокую оценку, сравнивая его с благоугодной Богу жертвою. Пусть поэтому Сам Бог вознаградит их и удовольствует их потребности не только телесные, но и духовные (всякую нужду вашу). Благодарность свою Апостол заключает прославлением Бога.
  • 21-23. - Здесь содержится приветствие и от самого Апостола и от других римских христиан и заключение – благословение читателям.
  • 21. Читатели послания должны передать привет от Апостола каждому члену Филиппийской Церкви в отдельности (всякого святого), так как в послании Апостол неоднократно обращался к отдельным членам Филиппийской церкви (Филип 1:1); (Филип 2:7,8,25); (Филип 2:17,26). Братья – это те, кого Апостол имел в виду в 21 ст. 11–й главы. Если он там упрекал их, то во всяком случае не порывал с ними общения и охотно передает от них поклон читателям послания: они остаются для него все же "братьями", хотя и не соглашались, очевидно, в некоторых пунктах с Апостолом Павлом.
  • 22. Наипаче из кесарева дома, т.е. из императорского двора. Это были, вероятно, разные придворные чиновники, принадлежавшие к классу рабов или отпущенников. Так как гор. Филиппы был колонией римской (Деян 16:12) и сл.), населенной следовательно в большей части римскими ветеранами, то это приветствие должно было иметь для читателей послания особое значение.
  • 23. Подобное благословение см. (Рим 16:24); (1-е Кор 16:23); (Гал 6:18).