• 1-17. - В нравоучительной части своего послания Ап. прежде всего говорит, что истинная христианская жизнь состоит в отрешении от всего земного и в общении с Богом (1–4). В виду этого христиане должны освобождаться от страстей и украшать себя добродетелями, какие соответствуют существу нового человека (5– 17).
  • 1. Христиане воскресли со Христом (см. (Рим 6:4) и (Ефес 2:6) к новой жизни и потому все мысли их должны стремиться туда, где находится Христос, т. е. к небу. – Одесную Бога – см. (Марк 16:19).
  • 2. Христиане должны помышлять, т. е. всем своим внутренним настроением быть привязаны к горнему миру. Но это не значить, что Ап. совершенно не признавал надобности заботиться и о земном: тут же, во второй половине главы, Ап. напр. научает верующих быть особо внимательными к обязанностям, налагаемым земной, именно семейной, жизнью, и вообще он не отрицал возможности для христианина пользоваться и наслаждаться благами земными (ср. (1-е Кор 6:12); (1-е Кор 10:23). Только эти блага никак не должны в сердце христианина вытеснить главной заботы – о вечном, небесном.
  • 3-4. - Почему земное не может особенно привлекать к себе ум верующего? Потому что он умер для греховной жизни, какою обычно является жизнь земная (Рим 6:2). – И жизнь – т. е. и ваша истинная жизнь, будущая, к которой вы теперь должны готовиться, пока еще сокрыта со Христом в Боге или у Бога. Придет Христос для последнего суда над миром – и тогда откроется эта ваша истинная жизнь, жизнь во славе.
  • 5-7. - В виду этого славного, нас ожидающего, будущего, мы должны бороться с страстями, которые так срастаются с человеком, что могут даже быть названы земными его членами, т. е. членами его земного тела. Из этих страстей Ап. прежде всего упоминает о страстях чувственных (блуд с лежащими в его основе нечистыми плотскими настроениями), а потом о страсти духовной – любостяжании. Блуд и любостяжание – это два порока наиболее свойственные язычникам: они, по выражению одного древнего писателя, были могильщиками, которые рыли могилу для древнего мира. – Ап. называет любостяжание идолослужением, потому что "те, кто работает мамоне, удалили себя от служения Богу" (Златоуст). – Грядет (ερχεται), т. е. постоянно идет, постоянно проявляется (ср. (Рим 1:18) «открывается»). – Сынов противления – см. (Ефес 2:2). – В которых, т. е. в пороках. – Между ними, т. е. между сынами противления.
  • 8. Отложите – как негодную грязную одежду. – Гнев, ярость – см. (Ефес 4:31).
  • 9. Не говорите лжи – см. (Ефес 4:25). – Совлекшись... См. (Ефес 4:22).
  • 10. См. (Ефес 4:24). – В познании – правильнее: «в познание». Следствием обновления является обогащение человека познаниями о Боге.
  • 11. См. (Гал 4:28). При обновлении себя христианину нужно забыть о своих национальных и общественных преимуществах: один Христос должен стоять у него пред лицом, как высший образец; во Христе должны быть для него сосредоточены все его интересы.
  • 12. Итак т. е. в виду того, что вы сложили с себя старую одежду. – Облекитесь – т. е. вам необходима новая одежда, а такою могут быть только различные христианские добродетели. – Избранные, святы, возлюбленные – см.(Ефес 1:4,11).
  • 13. См. (Ефес 4:2). – Как Христос простил вас – конечно на кресте, когда молился за Своих врагов (Луки 23:34).
  • 14. Правильнее: «над все» (вышеописанным одеянием ст. 12) вы наденьте любовь, которая есть связь, дающая совершенство всему одеянию". Ап. сравнивает любовь христианскую с поясом, который стягивает все одежды человека и дает стройность его фигуре. В самом деле, без любви не имеют значения никакие добродетели (ср. (1-е Кор 13:1) и сл.).
  • 15. Ап. желает христианам мира Божия или идущего от Бога (ср. (Филип 4:7). Этот мир должен владычествовать в сердце христианина, т. е. решать, что нам избрать в сомнительном случае и таким образом помогать нам добиться небесной награды (βραβευετω ср. (Кол 2:18). – В одном теле – ср. (Ефес 4:4).
  • 16. При обновлении человека в христианстве большую пользу приносит Слово Христово или Евангелие царствия Божия, и Ап. советует читателям как можно чаще прибегать к этому истинному средству. Когда это Слово вселится в них обильно, то они будут в состоянии со всякою премудростью вразумлять и научать друг друга (премудрость в этом деле необходима), а средствами этого взаимного научения будут служить для них различные произведения христианского поэтического вдохновения (псалмы... ср. (Ефес 5:19). – Во благодати воспевая, т. е. с особенным христианским благодатным настроением. Ап. вероятно, говорит здесь о вне богослужебных собраниях верующих, когда действительно христиане могли назидать друг друга: в богослужебных же собраниях это назидание лежало на обязанности предстоятелей Церкви.
  • 17. Кроме того и вся жизнь верующего должна освящаться руководством слова Христова и христиане обязаны все делать во славу Божию. По толкованию Иоанна Златоуста, призывать имя Господа нужно при начале всякого дела, в частности "мы в своих письмах наперед поставляем имя Господа, ибо где есть имя Господа, там все благоугодно".
  • 18. См. (Ефес 5:22).
  • 19. См. (Ефес 5:25,33).
  • 20. См. (Ефес 6:1).
  • 21. См. (Ефес 6:4).
  • 22-24. - См. (Ефес 6:5-8).
  • 25. Русский перевод, по–видимому, относит это наставление к рабам: они не должны поступать неправо, потому что и им Бог отплатит по справедливости, не смотря на то, что и при жизни они находились в тяжелом положении. Но лучше этот стих относить к следующему далее увещанию к господам, потому что и в послании к Ефесянам (6:9) эти слова внесены в увещание, обращенное к господам. По–славянски поэтому правильно первое выражение стиха ο γαρ αδικων передано словом: «обидяй», которое может характеризовать только отношение господина к рабу, а не раба к господину.