Глава 6

  • 1. «Оставивши начатки учения Христова...», т е. не останавливаясь подробно на начатках учения – на том, что более или менее известно и понятно, – поспешим к совершенству..., т е. познания учения Христова, ведущего за собою и нравственное совершенство людей. – «Не станем снова полагать...» – мысль, разъясняющая первое предложение («оставивши начатки...») в отрицательной форме. В числе вопросов, которыми апостол сейчас считает излишним заниматься, откладывая, впрочем, лишь до другого удобного времени, перечисляются: покаяние («обращение от мертвых дел»), вера, крещение, возложение рук, воскресение мертвых и вечный суд. – «Обращение от мертвых дел» – собственно оставление еврейской обрядности или бесплодных дел закона (Рим 3:20), а затем уже – и вообще оставление греховных дел, коим приличествует название мертвых потому, что они ведут к вечной смерти, удаляя от истинной жизни (ср. (Евр 9:14).
  • 2. «Учение о крещениях...» Множественное число употреблено, вероятно, в отношении ко множеству крещаемых, а может быть и потому, что апостол мыслит здесь и отличные от христианского крещения иудейские очищения (βαπτισμοι) и Иоанново крещение, различие коих от христианского таинства предполагается известным. Под возложением рук – несомненно – разумеется следовавшее за крещением таинство миропомазания, совершавшееся тогда над всеми через возложение рук с низведением на крещаемых Св. Духа. – «О воскресении мертвых и о суде вечном...» апостол находит возможным не говорить, потому что учение об этом также достаточно должно быть известно и из устной проповеди апостолов, и из посланий их, особенно Апостола Павла (1-е Кор 15:1); (1Сол 4:17) и др.).
  • 4. В 3 стихе апостол обещает подробнее говорить и обо всем упомянутом, и это обещание отчасти начинает выполнять, говоря о покаянии (в соответствие 1 ст.) после предполагаемого отпадения, которое он изображает как дело страшное и ужасное во всех отношениях. По–видимому, он усматривал некоторые признаки этого отпадения в читателях, и потому говорит с такою силою против него, выражая уверенность, что его собеседники держатся правого пути (9 ст.). – «Просвещенных...», т е. благодатью Св. Духа и Евангельским учением (ср. (Евр 6:4); (Евр 10:32); (Иоан 1:9); (2-е Кор 4:4,6). – «Вкусивших дара небесного...» – оправдания, даруемого Богом верующим во Христа и называемого у апостола еще – неизреченным даром (2-е Кор 9:15); (Рим 5:17); ср. (Евр 2:4); (Евр 10:20), и вообще благодати Св. Духа.
  • 5. «Вкусивших благого глагола Божия...», т е. испытавших собственным непосредственным чувством силу и сладость Евангельской истины. – «Сил будущего века...» Здесь разумеются не только черезвычайные дары апостольского времени, но и все те силы освящения и прославления, которые и теперь доставляют христианину победу над смертью. Испытывая на себе действие этих сил, христианин предвкушает славу вечной жизни, жизни будущего века.
  • 6. «Отпадших...», что всегда соединяется с ожесточением против Христа и Его Церкви (ср. (Евр 10:29), делая это отпадение хулою на Духа Святого, которая не может быть отпущена ни в сей век, ни в будущий (Матф 12:31), потому что для людей такого рода невозможно исправление.
  • 7-8. - Сравнение людей с землею, добрых – с плодоносною, злых – с негодною. Первая – получает и человеческий труд на возделание и благословение Божие, вторая – ни того, ни другого, и даже проклятие и сожжение грозит ей, потому что производит «тернии и волчцы» – вредящие человеку (ср. (Матф 15:13); (Иоан 15:2); (Матф 3:10).
  • 9-10. - «Возлюбленные...» – ср. (Рим 9:3). Уверенность в том, что его слушатели не находятся в опасности потерпеть только что описанную участь отпадших, апостол обосновывает на христианской любви их, проявленной в делах милосердия к своим братьям по вере (святым) (ср. (Евр 13:24); (Рим 15:25,31); (1-е Кор 16:1); (2-е Кор 8:4).
  • 11-12. - Пожеланием, чтобы и в будущем слушатели преуспевали в ревности к добродетели, апостол, очевидно, ободряет их, указывая, что добродетель – непременное условие получения Божиих обетований, как вообще вера и долготерпение, с коими она неразрывно соединяется.
  • 13. Упомянув о вере и долготерпении, Апостол приводит на память слушателей величайший образец сих добродетелей – отца верующих Авраама, который является вместе с тем и образцам непреложности Божественных обетовании верующим (Быт 22:16-18).
  • 17. «Наследникам обетования...», т е. верующим во Христа, как духовным чадам Авраама (Рим 9:7-8).
  • 18. «Дабы в двух непреложных вещах», в обетовании самом по себе и клятве, как непреложных действиях Божиих... – «Твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду...», т е. чтобы не только без всякого сомнения, но даже с твердым утешением мы ждали исполнения обетований Божиих верующим.
  • 19-20. - Как за якорь, безопасный и крепкий, держась за эту надежду, мы безопасно проходим бурное житейское море и достигаем нашей пристани, которая простирается в небесное Святое Святых, куда Предтечею за нас вошел наш Первосвященник – Иисус. Таким приемом речи апостол снова возвращается к важнейшему предмету своего послания – первосвященству Христову. – «Предтечею за нас вошел...» – вошел как первый, чтобы показать и нам путь туда и облегчить его.